Эксперты: меры углеродного регулирования стран ЕАЭС слишком мягкие

 

 

 

 

Центр международных и сравнительно-правовых исследований недавно провел исследование инфраструктуры углеродного регулирования государств-членов ЕАЭС и их основных международных партнеров. Оно заключалось в формировании предложений по гармонизации законодательства и развитии торговли углеродными активами, через проведение сравнительного анализа инфраструктуры национальных систем торговли, а также выявление барьеров и рисков.

 

Прежде всего рассматривались рыночные механизмы стимулирования сокращения выбросов парниковых газов (регулируемые и добровольные). Анализ строился на основе опросников, заполненных экспертами из стран Евразийского экономического союза (ноябрь 2022г. — январь 2023г.). Для получения более точных данных были организованы дополнительные консультации с экспертами.  

 

Исследование показало, что большинство мер климатического регулирования в странах ЕАЭС введены недавно и оцениваются как мягкие. Это же касается поставленных целей по декарбонизации и инструментов экономического регулирования. 

 

Лишь в Казахстане действует национальная система торговли квотами (СТК) на выбросы. Ни в одной другой стране больше не используются инструменты эксплицитного формирования цены на углерод, которые бы создавали экономические стимулы для декарбонизации. Также было отмечено, что на пространстве ЕАЭС только в Казахстане существует определенность по вопросу о правовом статусе углеродной единицы, где она считается товаром и облагается НДС.  В России и других странах этот вопрос остается пока не решен. 

 

На сегодняшний день в РФ действует только одна региональная пилотная СТК — в Сахалинской области, но и она оценивается как мягкая. В Казахстане и в России еще используется механизм офсетных систем, который позволяет компаниям на добровольной основе сокращать выбросы через климатические проекты и выпускать углеродные единицы, для зачета в системах торговли квотами. Тем не менее такое слабое регулирование не может принести серьезных изменений. Оба проекта практически не реализуются, и к сожалению, реальная практика пока не накоплена.

Общая незрелость углеродного регулирования в регионе ЕАЭС, с одной стороны, требует срочного и опережающего по темпам нормотворчества (безусловно, если страны Союза хотят сохранить конкурентоспособность своих экономик), с другой стороны, именно на такой ранней стадии есть возможность для гармонизации систем регулирования и обеспечения их непротиворечивости.

В перспективе целевой вид углеродного регулирования на пространстве ЕАЭС должен основываться на понимании форм коллективной конкурентоспособности, в первую очередь условия для конкуренции экспортеров из стран Союза на крупных рынках, имеющих более развитые формы углеродного регулирования. Так же важно учитывать, если отдельные страны ЕАЭС будут вводить зеркальные углеродные тарифные меры, это нарушит единство таможенного пространства Союза. 

На данный момент первостепенной задачей для ЕАЭС (на фоне ненормированного развития инфраструктуры углеродных рынков), должен стать обмен опытом и техническая поддержка при выработке новых механизмов. Странам ЕАЭС уже оказывают активную поддержку международные организации и третьи страны, которые обладают передовыми компетенциями, и собственными подходами в области углеродного регулирования. На этом фоне именно диалог внутри ЕАЭС поможет учесть все потребности стран Союза, а также предупредить риски от будущих различий в регулировании.

России, в частности, также важно выстроить свою систему торговли углеродными единицами, развивать климатические проекты и найти механизмы взаимодействия с другими странами. Эксперты Московской биржи считают, что для развития рынка необходимо привлечь больше заинтересованных участников и прояснить вопросы налогообложения углеродных единиц.

 

 

 

Unsplash / Chris Nguyen / Jas Min

Главред

Комментарии

Другие новости