Вопрос года: каковы перспективы ESG в России? Ответ дает Центральный Банк

Mospriroda

Хотя, продолжая сравнение ESG с поездом, его движение в уходящем году, по понятным причинам, нельзя назвать скоростным. Хорошо, что он в принципе ехал, маршрут не сменил и не остановился забытый на полустанке. Ведь у регулятора в этот период были задачи поважнее — сохранить жизнеспособность всей национальной системы финансового движения... В общем, могло быть и не до ESG.

Итоги-22: шесть выпусков и три новых вида облигаций для развития

Пожалуй, устойчивость, которую показала финансовая система России в условиях беспрецедентного санкционного давления — это один из важнейших позитивных итогов уходящего года. ЦБ вместе с правительством удержал разбалансированную систему, не допустил паники и стабилизировал большинство процессов, которые относятся к зоне его ответственности.

Наряду с удержанием ситуации, в этом году Банк России существенно расширил условия для развития ESG-повестки в части финансового инструментария. В конце ноября вступило в действие Указание Банка России от 04.07.2022 № 6195-У, в соответствии с которым в том числе сформированы правовые основы для эмиссии новых видов облигаций — «адаптационных облигаций», «облигаций, связанных с целями устойчивого развития», «облигаций климатического перехода» (подробнее здесь).

Теперь компании могут привлекать деньги не только для финансирования проектов, но и для развития бизнеса — в том числе с учетом задач ESG-трансформации.

Отрадно, что в 2022 году на рынке облигаций устойчивого развития провала не состоялось. По данным информационного агентства «Инфрагрин», институты развития ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, а также крупные эмитенты корпоративного сектора, включая АО «Атомэнергопром» и ПАО «Ростелеком», разместили шесть выпусков облигаций на общую сумму около 90 млрд руб. Результат, конечно, уступает предыдущему году, но не намного: в 2021 году суммарный объем выпущенных облигаций устойчивого развития составил 211 млрд. руб.

В банковском сегменте-22, по экспертным оценкам, произошел рост ESG-кредитования, однако точных данных по рынку в информационном пространстве нет: кредитные сделки, как правило, не публичны.

Держим курс, чтобы не попасть на повышенные нормы резервирования

В целом, финансовому рынку удалось выполнить и некоторые другие пункты предыдущего плана ЦБ по направлению развития ESG и ответственного финансирования. А то, что оказалось невыполненным, перешло в новую программу, в которой Банк России подтверждает необходимость учета лучших международных практик в сферах регулирования и стандартов отчетности устойчивого финансирования. Это, по его мнению, будет способствовать выстраиванию взаимоотношений с дружественными странами, для которых такие практики являются понятными и зарекомендовавшими себя подходами. Хорошо, что преемственность сохраняется.

Но дело не только в ней.

ЦБ хорошо понимает (и объясняет это в программе развития финансового рынка), что включение зарубежными странами ESG-рисков в регулирование финансового сектора (а процессы эти уже идут) может привести даже со стороны дружественных стран к увеличению норм резервирования под операции с российскими углеродоемкими компаниями и участниками финансового рынка, финансирующими «грязные» отрасли. И к чему это может привести? Однозначно к снижению конкурентоспособности российских компаний.

Введение трансграничного углеродного регулирования и расширение его периметра (Китай, к примеру, в 2021 году уже начал биржевую торговлю квотами на СО2) неизбежно будет отражаться на российских экспортерах — производителях топлива, сырья и материалов. Поэтому при любом развороте необходимо продолжать движение в направлении ESG и климатической повестки — так вполне определенно закрепляет в трехлетней программе развития ESG-вектор Центробанк.

Новации на ближайшем горизонте: катастрофические облигации, зеленая ипотека и пристальный взгляд на верификаторов

В проекте основных направлений развития финансового рынка на 2023–2025 годы Банк России называет три фокуса повестки финансирования устойчивого развития — это развитие инструментов, и инфраструктуры, а также внедрение вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление.

Что касается инструментов, то акцент будет сделан на развитии инструментов финансирования проектов в области новой энергетики, декарбонизации и адаптации к изменению климата, защиты окружающей среды, решении социальных вопросов.

Планируется совершенствование стандартов выпуска зеленых и социальных облигаций, а также развитие переходных климатических инструментов и инструментов с привязкой к целям в области устойчивого развития. Будут формироваться условия для зеленого проектного финансирования и зеленой ипотеки.

Кстати, на пути к зеленой ипотеке в уходящем году были подготовлены важнейшие методологические условия: ДОМ.РФ совместно с Минстроем РФ выпустили зеленый стандарт для многоквартирных жилых домов, а также систему оценки и сертификации объектов. Теперь у зеленой ипотеки нет формальных барьеров, и судя по темпам освоения финансовых инструментов со стороны ДОМ.РФ, в наступающем году мы сможем увидеть первые ипотечные сделки в зеленом формате.

Санкционные ограничения, которые привели к закрытию западных перестраховочных рынков и дефициту для российских страховщиков доступной перестраховочной емкости, подвигают финансового регулятора к развитию секьюритизации перестрахования, то есть выпуску страховщиками так называемых катастрофических облигаций, выплаты по которым зависят от реализованных убытков по страховому портфелю.

Другими словами, катастрофические облигации — это облигации, процентная ставка по которым отражает уровень наступления страховых случаев. Если в течение срока действия облигации не произошло ни одного инцидента, сумма гарантии, предоставленная облигацией, оплачивается инвестору с процентами. Но если риск реализуется, средства от размещенных облигаций будут использованы для покрытия ущерба.

Катастрофические облигации на глобальном рынке считаются сложными рискованными инструментами, однако они могут приносить повышенную доходность для инвесторов. С большой долей вероятности, и на российском рынке в портфелях профессиональных инвесторов найдется место для инструментов повышенного риска — аппетит к таким инструментам отмечается даже среди индивидуальных инвесторов.

С целью защиты прав инвесторов Банк России планирует развивать подходы к регулированию деятельности по верификации инструментов финансирования устойчивого развития, а также наблюдать за осуществлением российскими организациями деятельности по присвоению ESG-рейтингов. Фактически, это говорит о начале мягкого регулирования важнейших институтов национальной ESG-инфраструктуры. Процесс неизбежный.

Биржевая торговля, рыночная цена на углерод и признание неттинга для экспортируемой продукции

Первым верифицированным климатическим проектом в России стало строительство ООО «ДальЭнергоИнвест» в Сахалинской области станции на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 кВт, что предусматривает использование возобновляемых источников энергии на присоединенных объектах и в мини сетях региона. А 26 сентября на Национальной товарной бирже, которая входит в группу Московской биржи, впервые прошли торги углеродными единицами. В ходе товарного аукциона было заключено две сделки, продано 20 углеродных единиц, средневзвешенная цена составила 1 000 руб. Собственно, это событие положило начало биржевой торговле углеродными единицами в России.

В основных направлениях развития финансового рынка на ближайшие три года Банк России совместно с Правительством РФ планирует и дальше отстраивать национальную систему углеродного регулирования и систему биржевой торговли углеродными единицами с привлечением клиринговой инфраструктуры для обеспечения расчетов по модели «поставка против платежа». Это не только позволит на внутреннем рынке сформировать цену на углерод, но и дальше двигаться в сторону признания такого неттинга углеродного следа для экспортируемой продукции за рубежом через интеграцию систем торговли выбросами парниковых газов или взаимное признание углеродного регулирования рынками дружественных стран.

Таким образом, создание национальной системы биржевой торговли углеродными единицами будет способствовать повышению экономической привлекательности климатических проектов для российских организаций, поскольку поможет им эффективно встроиться в новые бизнес-цепочки, в основе которых лежат обязательства по снижению углеродного следа. А такие требования формируются сейчас на национальном уровне, и уже довольно развиты на международном рынках.

Перспективы на: ESG регулирование и надзор ушли на среднесрочный горизонт

На среднесрочном горизонте Банк России будет прорабатывать вопросы о возможности интеграции ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор. Но внедрять разрабатываемые нормы регулирования ЦБ планирует в течение более продолжительного времени, чем предполагалось ранее. Финансовому и реальному секторам необходимо время для наращивания капитала и восстановления устойчивости после понесенных потерь вследствие введения санкций.

Фото на обложке: Unsplash / Noah Busher

Комментарии