Сегодня активно формируется общероссийский ландшафт климатических стратегий. Проще говоря, перед страной стоит задача борьбы с глобальным потеплением, и во всех ее регионах внедряется множество новых решений, которые послужат инструментами в достижении этой цели. Перед широким внедрением, особенно в федеральных масштабах, необходима уверенность в эффективности выбранного решения. Уверенность эту надо откуда-то взять: испытать новшество на каком-то отдельном участке, а затем масштабировать полученный опыт. И носителем передового опыта для множества инструментов борьбы с климатическими изменениями выступает Москва. Вспоминаем три направления, по которым столичный регион успешно выступил испытателем-первопроходцем, а позже они были приняты на вооружение в других субъектах РФ.
Организация комплексных систем экологического мониторинга
Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды — это то, без чего немыслимы ни эффективная борьба с климатическими изменениями, ни экологизация общества. Контроль призван подтверждать — прозрачно и в цифрах — что и в каких объемах попадает в воздух, воду и почвы, кто конкретно виновник выбросов и действительно ли окружающая среда становится чище, как того требуют правительственные планы. Осуществлять такой контроль позволяют системы экологического мониторинга. Самым богатым опытом развития такой системы в России обладает Москва.
Столичная система экомониторинга появилась в начале 2000-х. В 2001-м была создана специально уполномоченная организация — Мосэкомониторинг. В 2002-м она наладила круглосуточные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха по 26 веществам. Изначально они велись на 11 автоматических станциях контроля загрязнения атмосферы, сегодня же таких станций 59 — это крупнейшая в Европе городская сеть наблюдения за состоянием воздуха.
Фото: iStock
С 2004-го ведется непрерывный мониторинг состояния почвенного покрова столицы — работы развернуты на 1333 площадках. В 2006-м начались наблюдения за состоянием зеленых насаждений — сегодня они ведутся на 155 площадках, дополнительно на 305 скважинах, родниках и колодцах проводится анализ качества подземных вод.
В том же году был организован мониторинг шумового загрязнения — сегодня контрольно-измерительная сеть развернута на более чем 2 тысячах территорий города, включая 400 жилых. В 2007-м начал налаживаться мониторинг оползневых процессов. Изначально он велся на Воробьевых горах и в Коломенском, сегодня на контроль взяты все участки, где зафиксированы опасные геопроцессы, — их в Москве 84.
Последним элементом столичной системы экомониторинга стал контроль состояния поверхностных вод. Осуществляется он с 2008-го, когда в районе Бесединского моста на Москве-реке ввели первую в России автоматическую станцию контроля загрязнения воды. Сегодня на территории города развернута сеть из 66 контрольных пунктов, охватывающих не только Москву-реку, но и все ее притоки, а также реки Троицкого и Новомосковского административных округов столицы.
Результаты всех наблюдений размещены в открытом доступе на портале Мосэкомониторинга.
С 2021 года столичный экомониторинг расширяется на Подмосковье — формируется объединенная система Москвы и Московской области. 15 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха введены в 12 подмосковных городах: по две станции в Видном, Балашихе и Люберцах, по одной — в Подольске, Химках, Долгопрудном, Одинцове, Павловском Посаде, Дзержинском, Мытищах и Щелкове.
О необходимости распространения накопленного Москвой опыта на всю Россию активно заговорили в конце 2010-х. В январе 2020-го президент РФ Владимир Путин поручил разработать и утвердить концепцию федеральной системы экомониторинга. Ее создание было выделено в отдельный федеральный проект «Экомониторинг» в составе нацпроекта «Экология».
В сентябре 2020-го произошел экологический инцидент на Камчатке. На фоне этой ситуации, еще до утверждения федпроекта «Экомониторинг», было принято решение создать на Камчатке пилотную систему автоматического экомониторинга. В тестовом режиме она работает с июля 2021-го, круглосуточно отслеживая радиационный фон и уровень загрязнения воздуха в нескольких десятках точек в окрестностях Петропавловска-Камчатского. Результаты наблюдений общедоступны через специальный портал.
В рамках проекта «Экомониторинг» до конца 2022 года планируется запуск пилотных сервисов по мониторингу выбросов в крупных промышленных городах. На настоящий момент собственные системы экомониторинга, помимо Камчатского края, уже протестировали в Ростовской области, Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, Ханты-Мансийском автономном округе, Коми и Удмуртии.
До 2024-го планируется создание единой информационной системы, которая будет интегрирована с другими системами государственных органов. Также подразумевается, что результаты измерений будут транслироваться в открытом доступе. Полная реализация федпроекта запланирована на 2030 год. Отвечает за него публично-правовая компания «Российский экологический оператор».
Экологические чрезвычайные происшествия, техногенные аварии и ликвидация последствий природных катаклизмов наглядно показывают, что государство должно обладать единой экологической информацией в режиме реального времени. Существующие системы носят разрозненный характер. А без единого достоверного ресурса невозможно принятие оперативных управленческих решений по реагированию на экологические происшествия и предотвращение экологических катастроф. Таким ресурсом станет комплексная информационная система мониторинга состояния окружающей среды. Она объединит и консолидирует в себе данные из государственных информационных ресурсов, а также наборы открытых данных для формирования наиболее объективной картины
Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Замена автобусных парков электробусами
Один из главных источников городских выбросов парниковых газов, а также вредных для здоровья веществ — транспорт на ископаемом топливе. Поэтому одна из ключевых мер по снижению городской нагрузки на климат и экологию — переход на электрический транспорт.
Один из самых современных и эффективных видов городского электротранспорта — электробус. В отличие от традиционных автобусов он двигается бесшумно, не сжигает ископаемое топливо и не служит источником выбросов в атмосферу. При этом, исходя из мирового опыта, суммарные затраты на эксплуатацию электробуса как минимум на 10% ниже, чем у троллейбуса: в частности, срок службы электробуса — 15 лет, а не 12, расход электроэнергии на 18% меньше, а содержание инфраструктуры — на 17,8% дешевле.
Первые в России электробусы были запущены в Москве 1 сентября 2018-го — в этот день они начали курсировать по маршруту троллейбуса № 73 от ВДНХ до 6-го микрорайона Бибирева. В 2022 году в столице насчитывалось уже более 1 тысячи электробусов, работавших на 79 маршрутах, охватывающих все районы города.
Планируется, что в 2024-м количество московских электробусов достигнет 2,2 тысячи, а к 2030 году они полностью заменят автобусы с двигателями внутреннего сгорания.
Все, что мы делаем, — это масштаб мирового уровня. Нам предстоит еще многое из того, что мы анонсировали, доделать. Из общемировых трендов понятно, что Москва будет переходить на электротранспорт. Я думаю, что в течение пяти-шести лет в Москве в основном будут ходить электробусы, и это будет город номер один по количеству электрического транспорта
Первым российским регионом, последовавшим примеру Москвы, стал Санкт-Петербург. 19 марта 2019-го первые 10 машин вышли на маршрут № 128, связывающий Васильевский остров и Петроградскую сторону. На 2022 год в городе на Неве 150 электробусов обслуживали 10 маршрутов. Петербургские электробусы заряжаются по ночам на территории автопарков, что не требует специальной зарядной инфраструктуры по городу — в отличие от Москвы, где используется подвижной состав с быстрой зарядкой на линии.
В 2021 году в Нижнем Новгороде появились электромаршрутки: между аэропортом Стригино и станцией метро «Парк культуры» стали курсировать электрические микроавтобусы GAZelle e-NN, созданные на Горьковском автомобильном заводе.
Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В 2022-м стартовала правительственная программа модернизации электротранспорта в российских городах. Она предполагает запуск электробусов в регионах — наряду с модернизацией трамвайных линий и закупкой современных трамваев.
В апреле правительство РФ одобрило заявки 10 регионов — программа будет реализована в областных центрах в Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях. В этих регионах будет запущено около 300 электробусов и организовано порядка 90 зарядных станций для них.
Оценкой эффективности работы регионов будет не финансовый отчет, а количество построенных путей, поставленных трамваев и электробусов и созданных цифровых сервисов. Все понимают, в каких условиях приходится выполнять программу, но мы требуем выполнения всех планов в срок
Рассчитана программа до 2027 года — пятилетний срок реализации обусловлен тем, что, помимо поставки электробусов, запланированы также модернизация и расширение трамвайных линий. Электробусы же, скорее всего, начнут появляться на улицах регионов раньше.
В Ростовской области, к примеру, открытие первых маршрутов запланировано на 2023 год. Потребности Ростова, а также Волгодонска и Таганрога оцениваются в 40 электробусов и 14 зарядных станций. Четыре такие станции, в частности, планируется разместить за границами городов, вдоль трассы М-4 «Дон». Тестовая эксплуатация электробусов «КамАЗ-6282» стартовала в октябре 2022-го. Одновременно тестируются новые ультрабыстрые зарядные станции от российской компании Sitronics Group, время полной зарядки на которых не превышает 20 минут.
Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Расширение пешеходных зон
Сегодня становится понятно: чтобы эффективно бороться с климатическими изменениями, города должны преобразиться за счет внедрения современных урбанистических решений. Яркий пример такого решения, заодно позитивно сказывающийся на качестве жизни горожан в целом, — расширение пешеходных зон.
Один только этот инструмент закрывает широкий спектр урбанистических задач: способствует формированию комфортной и безопасной городской среды, позволяет сдерживать неуемный поток автотранспорта, приводит к сокращению парниковых и загрязняющих атмосферу выбросов от автомобилей, укрепляет здоровье горожан (не только сокращая содержание вредных веществ в воздухе, но и стимулируя людей больше ходить пешком) и, наконец, поддерживает развитие малого предпринимательства, повышая продажи торговых точек и пунктов общественного питания — ведь у пешехода гораздо выше соблазн зайти в магазин или кафе и что-нибудь там купить.
Первой в России широко и планомерно развивать пешеходные зоны начала Москва — первой полностью пешеходной улицей в столице еще в 1990-х стал Арбат. А после него такие улицы начали появляться в 2012-м, когда статус зоны для пешеходов получили Камергерский и Столешников переулки, улицы Кузнецкий Мост и Рождественка.
Впрочем, чтобы сделать улицу более привлекательной и экологичной, вовсе не обязательно закрывать ее для автомобильного движения полностью — часто достаточно сузить проезжую часть, расширить и облагородить тротуары. Преображаться в этом направлении центр Москвы начал с 2013-го, когда были обустроены Никольская улица, Новый Арбат, Тверской проезд, Кадашевская набережная, Болотная площадь, а также целый ряд переулков и тупиков.
Годом позже в Москве открылась самая на тот момент протяженная в Европе пешеходная зона — 6,5 километра — от площади Гагарина до площади Киевского вокзала. Почти половину этой территории освободили от машин полностью, а на других участках проезжую часть значительно сузили за счет расширения тротуаров.
Летом 2015-го пешеходоугоднические инициативы столичных властей оформились в отдельную программу комплексного благоустройства улиц Москвы «Моя улица». Изначально она планировалась до 2018 года и подразумевала переустройство 37 улиц центра Москвы и семи вылетных магистралей (Варшавского, Каширского, Можайского, Щелковского, Ленинградского, Ярославского шоссе и Рязанского проспекта).
Впоследствии планы по организации комфортного городского пространства были расширены — они непрерывно реализуются по сей день, в том числе на территории всей столицы с 2019-го все работы по «Моей улице» были переданы программе «Мой район». По данным столичной мэрии, суммарно с 2010-го по 2021 год протяженность пешеходных зон в Москве выросла в 230 раз — с 1,6 километра до 369,5 километра.
Благодаря расширению пешеходных зон за минувшее десятилетие Москва преобразилась, и, глядя на пример столицы, регионы охотно берут на вооружение этот инструмент повышения комфорта городов.
Среди первых этот московский опыт начали перенимать в Саратове, где в 2016-м стартовали работы по организации Пешеходного кольца. Примечательно, что с идеей этого проекта выступили жители города.
До конца года была переобустроена улица Волжская, ставшая полностью пешеходной. Затем реконструировали и закрыли для машин проспект Столыпина, площадь Кирова, улицу Рахова и 2-ю Садовую-Новую набережную. Проект был завершен в декабре 2021-го, суммарная протяженность пешеходного маршрута составила 8 километров, отобрав европейское первенство у Москвы.
Последние три года пешеходные зоны активно появляются в десятках российских городов. Например, в 2020-м три закрытые для машин аллеи начали обустраивать в Липецке, в 2021-м стала пешеходной одна из центральных улиц Смоленска, в 2022-м в пешеходные зоны переустроили или начали переустраивать в Челябинске, Курске, Уфе и Астрахани.
Важный нюанс — во многих случаях с инициативой изменений выступали жители городов, и трансформирование пространств осуществлялось с учетом их мнений. Это, с одной стороны, подтверждает наличие в нашем обществе острого запроса на создание более комфортной среды в городах, а с другой — наглядно демонстрирует: на уровне региональных администраций запрос услышан, и его намерены удовлетворять.
Автор: Иван Болотов
Фото на обложке: nantonov / iStock
Комментарии