В течение последних десяти лет компании-эмитенты по всему миру широко использовали углеродные единицы от различных природно-климатических и технологических проектов по сокращению выбросов парниковых газов для компенсации своих собственных выбросов. За это время крупнейшие мировые производители ископаемого топлива, автомобилей и технологические компании приобрели на рынке десятки миллионов углеродных единиц и «нейтрализовали» с их помощью значительную часть своих выбросов.
Как показывает анализ Carbon Brief, две трети крупнейших компаний мира, заявляющих о стремлении к чистым нулевым выбросам парниковых газов (net zero emissions), используют компенсацию выбросов за счет углеродных единиц для достижения поставленной цели. За период с 2020 по 2022 гг. 34 крупнейшие компании в общей сложности направили на эти цели 38 млн. штук углеродных единиц (1 углеродная единица = 1 тонна СО2-экв.), что равно годовым выбросам Эфиопии и Кении, вместе взятых. Больше других в этом преуспели такие компании, как Shell (9,9 млн штук), Volkswagen (9,6 млн штук) и Chevron (6,0 млн штук).
Что такое климатические проекты?
Под климатическими (углеродными) проектами понимают такие инвестиционные проекты, которые направлены на смягчение негативного антропогенного воздействия путем на климат путем сокращения выбросов в атмосферу или удаления из атмосферы парниковых газов. Различают два вида решений, обеспечивающих указанный эффект: природно-климатические решения (nature-based solutions, NBS), основанные на охране, защите, восстановлении и устойчивом использовании природных экосистем, и технические решений (technology-based solutions), объединяющие различные технологии улавливания, использования и хранения углерода (CCS), декарбонизации промышленности, энергетического сектора, транспорта и ЖКХ на основе использования ВИЭ, зеленого водорода и т.д. По результатом реализации климатических проектов в обращение выпускаются углеродные единицы или углеродные офсеты, отражающие количество сокращенных или предотвращенных выбросов парниковых газов или дополнительное количество поглощенного (удаленного из атмосферы) диоксида углерода в пересчете на СО2-эквивалент.
К указанным проектам предъявляют особые требования, главное из которых – требование дополнительности, позволяющее отделить направленные действия, имеющие экономический смысл в контексте борьбы с антропогенным изменением климата, от любых других действий, дающих в качестве побочного эффекта сокращение выбросов в атмосферу или удаление из атмосферы парниковых газов. Обоснование соответствия климатических проектов этим требованиям валидируется, а результаты их реализации – верифицируются в установленном порядке специальными уполномоченными организациями.
Глобальная торговля углеродными единицами и последующее использование углеродных единиц для компенсации выбросов поддерживается правительствами, природоохранными организациями и другими стейкхолдерами, в том числе ведущими нефтегазовыми и другими производственными компаниями, авиакомпаниями, организациями общественного питания, домами моды, розничными сетями, университетами и художественными галереями, как легальный и доступный способ сокращения антропогенных выбросов парниковых газов для достижения климатических целей.
Однако в последнее время данная практика подвергается всё более жесткой критике.
Что пошло не так?
Теоретически углеродные кредиты символизируют уменьшение антропогенной нагрузки на климат (чаще всего за счет возобновляемой энергетики или защиты лесов), осуществляемое третьей стороной от имени и в интересах покупателя. На практике, однако, это происходит далеко не всегда. Исследования показывают, что многие особенно популярные у покупателей климатические проекты, используемые для генерации углеродных единиц и для компенсации выбросов парниковых газов крупнейшими эмитентами, имеют фундаментальные недостатки, они переоценивают (преувеличивают) эффект для климата и недооценивают (преуменьшают или игнорируют) причиняемый вред. В то же время торговля углеродными офсетами стала восприниматься как относительно дешевая альтернатива реальному сокращению выбросов, дающая покупателям право на выброс.
О масштабах злоупотреблений на углеродном рынке говорят, например, следующие данные. Согласно исследованию независимой международной организации Corporate Accountability, изучившей 50 крупнейших углеродных проектов, пользующихся наибольшей популярностью (спросом) у покупателей, подавляющая их часть (39 из 50) не выдерживает проверки на предмет состоятельности и соответствия установленным критериям, в том числе критерию дополнительности, 8 проектов представляются проблемными и тоже потенциально могут оказаться мусорными, а эффективность трех оставшихся проектов не может быть определена однозначно и окончательно ввиду недостатка доступной независимой информации.
В эти 50 наиболее популярных углеродных проектов входят проекты сохранения лесов, строительства гидроэлектростанций, солнечных и ветряных электростанций, утилизации отходов, а также проекты, предусматривающие использование более экологичной бытовой техники, реализованные в основном в развивающихся странах. По оценкам AlliedOffsets, обладающей наиболее полной базой данных по торговле выбросами, на долю этих проектов приходится до трети мирового добровольного углеродного рынка (VCM). Так, объем продаж углеродных единиц по 39 заведомо «мусорным» проектам составил на момент проведения исследования 1,16 млрд долл. США, по 8 потенциально мусорным – 400 млн долл. США.
Согласно другому исследованию, только 12% выпущенных на рынок углеродных единиц от проектов по развитию возобновляемых источников энергии, замене кухонных плит на более экологичные, сохранению лесов и снижению выбросов парниковых газов от химических процессов представляют собой реальное сокращение выбросов, а 88% – это инфляционная накачка углеродного рынка на волне климатического хайпа и завышенных ожиданий.
Скандалы уже коснулись таких крупных игроков углеродного рынка, как VERRA и South Pole и их лесных проектов, в связи со значительным преувеличением их реальной пользы.
Как с этим бороться?
После скандалов с лесоклиматическими проектами компания VERRA не просто сменила руководителя, но и внесла существенные коррективы в методологию лесоклиматических проектов в надежде восстановить доверие к этим проектам и повысить их качество.
Множатся случаи публичных претензий и судебных исков к крупным компания-эмитентам за использование некачественных углеродных единиц для маркировки производимой ими продукции как «зеленой». Так, компания Shell дважды подвергалась публичной критике за рекламу «CO2-нейтрального» бензина, а компаниям TotalEnergies и KLM были выставлены судебные иски за нарушение закона о защите прав потребителей в связи с маркетингом компенсации выбросов CO2.
В Германии готовится иск против целого ряда компаний за вводящие в заблуждение заявления о «углеродно-нейтральном» статусе их продукции. В США рынками углеродных единиц заинтересовались финансовые регуляторы. Во Франции приняли закон, требующий от компаний раскрывать информацию о предпринимаемых ими собственных действиях по сокращению выбросов, в противном случае информация о компенсации выбросов компаний за счет углеродных единиц будет считаться гринвошингом.
Парламент и Совет ЕС также достигли согласия о запрете вводящей в заблуждение рекламы, касающейся экологических свойств, в том числе углеродного следа, поставляемой продукции и об обязательном раскрытии компаниями информации о продаваемых товарах и услугах. Принятый документ обновляет существующий в ЕС список запрещенных коммерческих практик и добавляет в него несколько проблемных маркетинговых приемов, связанных с «гринвошингом».
Цель новых правил – оградить потребителей от вводящих в заблуждение заявлений поставщиков о свойствах поставляемой ими продукции и тем самым помочь покупателям сделать обоснованный выбор. Отныне компаниям придется предоставлять доказательства «зелености» производимой ими на рынок продукции. В частности, это касается заявлений о нейтральном, сниженном или положительном воздействии продукта на окружающую среду, основанных исключительно на применении схемах компенсации выбросов.
С принятием в 2021 году Net-Zero-стандарта SBTi полностью отказалась от валидации климатических целей компаний, если их достижение предполагает сокращение выбросов за счет углеродных единиц. Климатические проекты допускаются только за рамками «цепочки создания стоимости», а также для нейтрализации остаточных (неустранимых) выбросов после достижения научно-обоснованных целей сокращения выбросов.
Для консолидации добровольного углеродного рынка на новом этапе, а также для повышения его прозрачности и эффективности создана специальная инициативная группа – Taskforce on Scaling Voluntary Carbon Markets (TSVCM), в рамках которой планируется разработка единого углеродного стандарта (Core Carbon Principles), повышение ликвидности рынка (в том числе создание вторичного рынка), повышение доверия к использованию углеродных единиц для компенсации выбросов.
Этой же цели служит новая международная инициатива Voluntary Carbon Markets Integrity Initiative (VCMI), которая призвана гарантировать, что добровольные углеродные рынки вносят значительный, измеримый и позитивный вклад в достижение целей Парижского соглашения и способствуют устойчивому развитию. Важно подчеркнуть, что углеродные единицы VCMI не учитываются покупателями как сокращения выбросов для достижения заявленных ими целей по декарбонизации, что подход соответствует вышеуказанной позиции SBTi. Инициатива VCMI носит рекомендательный характер, но уже сегодня на нее ориентируются многие участники добровольного углеродного рынка.
Другая инициатива, Carbon Credit Quality Initiative (CCQI), основанная Фондом защиты окружающей среды (EDF), Всемирным фондом дикой природы (WWF-США) совместно с институтом Oeko, предоставляет прозрачную информацию о качестве углеродных кредитов, что позволяет лучше понять, какие проекты с высокой вероятностью обеспечат сокращение выбросов, а также социальные и экологические выгоды.
Новые инициативы и законодательные требования задают новые условия и ограничения для операций на углеродных рынках и смещают общий рыночный тренд с оппортунистического использования углеродных единиц компаниями-эмитентами по принципу «числом поболее, ценою подешевле» в сторону превращения глобального углеродного рынка в своего рода венчурный инструмент для поддержки прорывных, инновационных проектов по сокращению выбросов в атмосферу и удалению из атмосферы парниковых газов.
В то же время компаниям, взявшим на себя количественные обязательства (установившим цели) по сокращению выбросов парниковых газов или достижению в перспективе чистых нулевых выбросов, следует, прежде всего, сосредоточиться на декарбонизации собственного производства и своих цепочек создания стоимости, т.е. на сокращении выбросов парниковых газов в рамках Охватов 1, 2 и 3. Приобретение же углеродных единиц следует рассматривать как дополнительную меру, направленную не столько на компенсацию собственных выбросов, сколько на оказание содействия мировому сообществу в достижении целей Парижского соглашения по смягчению глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и уменьшению риска изменения климата по катастрофическому сценарию.
Фото на обложке: iStock / Sakorn Sukkasemsakorn
Комментарии