Транспорт — это ключевой элемент инфраструктуры мегаполиса, а комфорт поездок на нем — важный показатель качества жизни. Население городов постоянно растет, а вместе с ним растет и нагрузка на транспортную систему. Чтобы мегаполис не встал в бесконечных пробках и не задохнулся от выхлопных газов, транспортная система постоянно развивается, становясь доступнее, экологичнее, эффективнее. Рассказываем, как это происходит и что нас ждет в будущем.
Как оценивается качество транспортной системы
Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey проанализировали транспортную инфраструктуру мегаполисов по следующим критериям:
- доступность — качество дорожного покрытия, близость остановок к жилым домам, количество рейсов общественного транспорта и стоимость проезда на нем, удобство передвижения по городу на велосипеде;
- соответствие транспортной системы принципам устойчивого развития — экологичность топлива, сокращение длины маршрутов и так далее;
- удобство — степень износа общественного транспорта, возможность отследить его передвижение онлайн, наличие разъемов для зарядки гаджетов, Wi-Fi;
- эффективность — время, которое жители города тратят на то, чтобы добраться до нужного места;
- безопасность — статистика ДТП и число погибших в них.
В тройку мегаполисов с лучшей транспортной системой вошли Сингапур, Пекин и Москва. При этом у столицы России есть все шансы вскоре стать мировым лидером. Для этого, по мнению экспертов McKinsey, необходимо доработать инфраструктуру для велосипедов, усилить контроль за скоростным режимом и улучшить работу мобильного приложения «Московский транспорт».
Фото: kokkai / iStock
Транспортная связность в мегаполисах
Многие жители мегаполисов регулярно ездят из одного района в другой: на учебу, работу, прогулки и так далее. Для комфорта всех этих поездок важно, чтобы районы были связаны друг с другом единой транспортной сетью. Московская транспортная сеть — одна из самых длинных: протяженность метрополитена в столице превышает 482,5 километра. Больше только в крупных городах Китая: Шанхае, Пекине, Гуанчжоу и Чэнду. Кроме того, транспортная сеть отличается своей доступностью. Например, в Лос-Анджелесе и Джакарте железная дорога не адаптирована к поездкам продолжительностью менее получаса, а метро короче даже с учетом разницы в площади городов. В Лос-Анджелесе протяженность метрополитена — 170 километров, а в Джакарте — 20 километров.
Второй по популярности вид общественного транспорта в Москве — это автобус. В пути приятно любоваться видами города, а пересадку в метро можно совершить бесплатно, если после оплаты проезда прошло не более 90 минут. Скоро поездки станут еще комфортнее: к началу 2024 года в столице обновят восемь крупных транспортно-пересадочных узлов и построят еще два. ТПУ — это современные комплексы, где можно пересесть с одного вида транспорта на другой. Они будут оборудованы парковкой для автомобилей, что позволит найти компромисс: с комфортом добраться до ТПУ, а затем завершить поездку на автобусе или метро, чтобы не стоять в пробках.
Фото: Wikimedia Commons
Почему бензин уходит в прошлое
Главная цель модернизации транспортной системы всех мегаполисов мира — отказ от средств передвижения с двигателями внутреннего сгорания. Такой транспорт является причиной около 16% выбросов парниковых газов, ускоряющих глобальное потепление. А еще в его выхлопах содержатся токсичные соединения, повышающие риск развития болезней органов дыхания и нервной системы.
Кроме того, на заправку автомобилей уходит около 40% добываемой в мире нефти. Ее запасы не бесконечны, и пора найти им более полезное применение. Более экологичная альтернатива — электротранспорт. Углеродный след электрокаров как минимум на 37% ниже, чем у автомобилей с ДВС, а если заряжать их от возобновляемых источников энергии, этот показатель может достигнуть 82%.
Еще один довод в пользу электрокаров — бесшумность. Ученые Лондонской школой гигиены и тропической медицины выяснили, что грохот машин под окнами повышает уровень стресса и артериальное давление, а также вызывает бессонницу. Более того, люди, проживающие рядом с оживленными автомагистралями, на 5% чаще попадают в больницу с инсультом.
Эксперты консалтинговой компании «Петромаркет» считают, что с 2030 года российский парк электрокаров начнет стремительно расти, а к 2050 году автомобили с двигателями внутреннего сгорания практически перестанут встречаться в продаже. Оставшиеся машины будут заправлять биотопливом нового поколения, способным полностью заменить бензин и дизель.
Фото: Scharfsinn86 / iStock
Водородомобили — будущее без выхлопных газов
Самым перспективным «транспортом будущего» и конкурентом электрокаров считаются водородомобили. Они получают электроэнергию не из розетки, а от химической реакции с водородом, происходящей внутри ячеек топливных элементов. Емкость водородного аккумулятора в 10 раз больше, чем у литий-ионного. Баллона, заправленного 5 килограммами водорода хватает, чтобы преодолеть расстояние до 500 километров, а выхлопом транспорта становится водяной пар без вредных примесей.
Вице-президент по водородной энергетике французской компании Air Liquide, специализирующейся на производстве технических газов, Пьер-Этьен Франк отметил, что водородное топливо уже перестало быть инновацией. Все необходимое для его получения есть, достаточно нарастить производственные мощности и создать сеть «зеленых» заправок. Водород можно использовать для заправки всех видов транспорта, в том числе общественного. Так, в некоторых европейских городах, в том числе в Роттердаме, Осло и Аргау, уже есть водоробусы.
В России тоже активно развивается водородная энергетика: на Сахалине планируют производить этот вид топлива из метана и природного газа или методом электролиза. Как отметил вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса «Русатом Оверсиз» Антон Москвин, технические возможности предприятия рассчитаны на оба варианта. А к 2024 году РЖД совместно с корпорацией «Росатом» и компанией «Трансмашхолдинг» организует запуск семи водородных поездов.
Фото: sommersby / iStock
Когда беспилотные автомобили станут обыденностью
Как отметил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, Россия входит в тройку лидеров по технологиям беспилотного транспорта наравне с США и Китаем. Такие машины безопасны, более того, они могут свести количество ДТП, спровоцированных человеческим фактором (например, когда водитель отвлекся, превысил скорость или заснул за рулем), к минимуму. А еще беспилотный транспорт идеально подходит для людей, которые не хотят или не могут получить водительские права, но нуждаются в личном автомобиле.
9 марта 2022 года правительство РФ подписало постановление «Об утверждении программы ЭПР в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств», тем самым разрешив «Яндексу» провести эксперимент по запуску беспилотного такси на территории Москвы, в районе Ясенево.
На первом этапе испытаний автомобили без водителей будут ездить в некоторых отобранных локациях. «Умное» такси смогут вызвать москвичи, которые уже успели отправить запрос на участие в его тестировании. Представитель «Яндекса» Юлия Швейко рассказала, что компания получила более 10 тысяч заявок. После завершения эксперимента сервис планируется сделать доступным для всех: по словам Дмитрия Чернышенко, беспилотные автомобили уже в 2025 году могут стать неотъемлемой частью городской инфраструктуры.
Подземные тоннели — транспортная система будущего
Каждый житель мегаполисов хотя бы раз мечтал о дороге, по которой можно на максимальной скорости проехать через весь город, не тратя время на пробки, светофоры и пешеходные переходы. Кажется, что такое возможно лишь в фантастических фильмах. Но один из современных изобретателей решился воплотить эту идею в жизнь.
Илон Маск занялся разработкой сети подземных тоннелей, по которым можно будет перемещаться на Tesla. Чтобы воспользоваться альтернативной дорогой, электрокар должен заехать на металлическую платформу. После этого платформа опускается под землю и едет по линии, которая позже соединяется с основной трассой. Подобный принцип используется при движении поездов по железной дороге. Достигнув точки назначения, машина заезжает на платформу, вместе с которой поднимается из тоннеля. Система работает на электроэнергии и, по словам разработчиков, не причиняет дискомфорта людям, живущим поблизости.
Транспортные тоннели, построенные под Лас-Вегасом, уже запущены в эксплуатацию. Правда, их всего два, протяженность каждого составляет 1,2 километра. Но это только начало: ведутся переговоры с мэром Майями о бурении двухмильного (3,2 километра) подземного тоннеля. Этот проект сможет решить проблему пробок и стать примером для всего мира. А еще в планах компании разработка конструкции закрытых модулей, которые будут перевозить людей. Это позволит добираться до любой точки города быстрее, чем на метро.
Автор: Вера Жихарева
Фото на обложке: OlgaKorica / iStock
Комментарии