Федеральный закон от 6 марта 2022 г. №34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее - «Закон») создал систему квотирования выбросов парниковых газов, а также рынок для обращения углеродных единиц (результатов реализации климатических проектов) и новых единиц выполнения квоты.
Получить выгоды от этой системы смогут не только регулируемые организации, но и третьи лица – владельцы углеродных единиц.
1. Региональные регулируемые организации
Закон и предусмотренное им регулирование распространяются в первую очередь на так называемые «региональные регулируемые организации» (РРО) - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории участника эксперимента, и включенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в перечень региональных регулируемых организаций. При этом отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к РРО осуществляется в порядке, определяемом координатором эксперимента (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации), на основании данных об осуществляемой такими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются выбросы парниковых газов на территории участника эксперимента[1].
Первым субъектом Российской Федерации - участником эксперимента уже стала Сахалинская область. Для относящихся к ней РРО обязанности, предусмотренные Законом, возникнут уже с 1 сентября 2022 года.
Кроме того, в число участников эксперимента могут войти и другие субъекты Российской Федерации. При этом некоторые из них уже направили соответствующие обращения в Министерство экономического развития Российской Федерации.
2. Регулируемые парниковые газы
Перечень парниковых газов, подпадающих под регулирование Закона, совпадает с перечнем парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 г. №2979-р.
К регулируемым парниковым газам, таким образом, относятся диоксид углерода (т.н. «углекислый газ»), метан, закись азота (монооксид диазота), гексафторид серы, некоторые гидрофторуглероды (ГФУ) и перфторуглероды (ПФУ), а также трифторид азота.
3. Углеродная отчетность
РРО ежегодно в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, должны представлять углеродную отчетность посредством ее размещения в реестре выбросов парниковых газов в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Первым отчетным периодом, за который РРО должны представить углеродную отчетность, является календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно), в котором соответствующее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель были отнесены к региональным регулируемым организациям.
Углеродная отчетность включает, помимо прочего, верифицированные сведения о массе выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности РРО на территории участника эксперимента за календарный год, предшествующий году представления отчетности, а также сведения, на основании которых определена масса этих выбросов, верифицированные сведения о выполнении (невыполнении) квоты, установленной для данной РРО, а также ряд иных сведений.
4. Квотирование и выполнение квоты, плата за превышение квоты
В рамках предусмотренного Законом регулирования для РРО ежегодно устанавливается квота выбросов парниковых газов (квота) - величина допустимых выбросов парниковых газов, характеризующая их массу. Квота устанавливается с учетом верифицированных сведений о фактических выбросах парниковых газов РРО на каждый год проведения эксперимента начиная с календарного года, следующего за первым календарным годом представления углеродной отчетности.
Для выполнения квот РРО вправе использовать принадлежащие им углеродные единицы (являющиеся результатом реализации климатических проектов в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»[2]) и единицы выполнения квоты (при условии зачета таких единиц в реестре углеродных единиц). Информация о зачете углеродных единиц и единиц выполнения квоты подтверждается юридическим лицом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц (далее - оператор), и отражается РРО в углеродной отчетности.
В случае превышения РРО установленной для нее квоты необходимо будет вносить плату за такое превышение. Плата за превышение квоты исчисляется РРО самостоятельно путем умножения величины выбросов парниковых газов сверх квоты с учетом зачета углеродных единиц и (или) единиц выполнения квоты на соответствующую ставку указанной платы. Ставки платы за превышение квоты, а также правила ее исчисления и взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за превышение квоты должна вноситься до 1 июня года, в котором РРО представляется углеродная отчетность.
5. Единицы выполнения квоты и их обращение
Закон заложил основу для возникновения нового углеродного актива – единицы выполнения квоты (являющейся верифицированным результатом выполнения установленной квоты, выраженным в разнице между установленной квотой и фактической массой выбросов парниковых газов, эквивалентной одной тонне углекислого газа), и разрешил ее обращение.
Единица выполнения квоты может быть выпущена, если РРО выполнила в отчетном году установленную для нее квоту. В этом случае уполномоченный орган принимает решение о выпуске единиц выполнения квоты в количестве, соответствующем разнице между установленной квотой и фактической массой выбросов парниковых газов. Указанные единицы подлежат зачислению оператором на счет РРО в реестре углеродных единиц.
Ограничений на операции с единицами выполнения квоты не установлено. Однако Закон прямо указывает, что обращение единиц выполнения квоты должно осуществляться в целях создания благоприятных экономических условий для выполнения РРО квоты (и это обстоятельство необходимо учитывать при распоряжении соответствующим активом).
6. Рекомендации
Поскольку времени для вступления указанного регулирования в силу остается не так много, хозяйствующим субъектам рекомендуется проверить свое соответствие критериям отнесения лиц к РРО, выбрать аккредитованное лицо (верификатора), а также осуществить шаги по подготовке к оформлению и подаче углеродной отчетности. При этом особенно важным представляется проведение независимой оценки фактической массы выбросов парниковых газов, образуемых в результате деятельности хозяйствующего субъекта.
Кроме того, таким хозяйствующим субъектам было бы целесообразно определить возможные климатические проекты (как из числа запланированных, так и уже реализуемых непосредственно хозяйствующим субъектом, а равно третьими лицами в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 г. №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов») и оценить возможность и целесообразность приобретения углеродных единиц, получаемых в результате реализации таких климатических проектов. Поскольку в настоящее время Закон позволяет РРО использовать такие углеродные единицы для целей выполнения квоты, могут возникнуть дополнительные основания для изменения спроса и цены на них.
По той же причине хозяйствующим субъектам, не являющимся РРО, представляется целесообразным оценить возможность реализации климатических проектов и получения углеродных единиц в результате их реализации, а также возможность приобретения углеродных единиц, получаемых в результате реализации климатических проектов третьими лицами (в т.ч. для обеспечения возможности последующей реализации таких углеродных единиц заинтересованным РРО).
[1] Одним из основных критериев отнесения хозяйствующего субъекта к РРО может стать масса выбросов парниковых газов, образуемых в результате хозяйственной и иной деятельности соответствующего лица. При этом минимальная масса таких выбросов может быть определена на уровне значительно ниже 50000 тСО2-экв./год.
[2] Более подробную информацию о нем можно подчерпнуть из нашего обзора: https://empp.ru/assets/files/empp-la-carbon-law-0206.pdf
Комментарии