Исследование Nielsen, 2023 год
Что делать тем, кого волнует экология
Множество исследований говорят о том, что россиян волнуют экологические проблемы, но зачастую они не знают, что предпринять здесь и сейчас, чтобы как-то на них повлиять. Именно поэтому важна роль низовых инициатив, которая исходит от небольших активных групп неравнодушных людей.
Руководитель одной из крупнейших общественных экологических организаций страны «ЭКА» Татьяна Честина заявляет, что «мы, когда 10 или 15 лет назад начинали продвигать раздельный сбор отходов, нам говорили “У нас люди вообще мусор из окон выкидывают, а вы им про раздельный сбор”. Сейчас мы видим, насколько за это время сменился тренд и наблюдаем ответственное управление отходами», — добавляет Честина.
Однако экологические проекты не реализуются, если не ведется просветительская работа. Изначально жители дворов по своей инициативе рассказывали про раздельный сбор, и для чего он нужен. Это также переросло в лекции и даже мероприятия уже на другом уровне.
Экологическая культура в России еще только формируется. Важны не только общественные инициативы, но и законодательные меры, в том числе ограничивающие и запретительные. Например, это может быть регулирование оборота не перерабатываемого пластика, тем более, что уже есть аналогичный опыт других стран.
Поддержка правительства необходима и такой инициативе, как фудшеринг. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который призывает исключить из списка объектов налогообложения продукты с истекающим сроком годности, потому что сегодня магазинам выгоднее выбросить их, чем отдать людям, которые в этом действительно нуждаются. Есть вероятность, что такой важный вопрос в скором времени будет решен в пользу всех сторон.
Осознанное потребление доступно даже школьникам
Осознанное потребление — часть экологической культуры, как общества, так и отдельно взятого человека. Подхватывают идеи данной культуры школьники.
Сегодня экологическое образование реализуется в рамках внеурочной деятельности дополнительного образования. В новом федеральном государственном образовательном стандарте такого предмета как экология не будет. Предстоит вовлекать в тему юное поколение через разные интересные форматы: выездные экологические мероприятия, олимпиады и конкурсы.
Дмитрий Моргун (директор московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма) отмечает, что работа центра идет по двум основным направлениям. Первое — это обучение экологическим привычкам в быту, а второе — эколого-ориентированное поведение в природной среде, в том числе экотуризм.
Школы или ведомства могут организовывать и небольшие эко-проекты, которые потом масштабируются дальше. К примеру, некогда пилотный проект «Зеленые школы Москвы» при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды стал частью образовательной системы и позволяет ранжировать образовательные организации по экологическим индикаторам.
Еще один школьный проект «Климатическая шкатулка» представляет собой набор мероприятий и методическое сопровождение экологической темы. Особенность московской климатической шкатулки в том, что она помимо общих фундаментальных знаний по глобальным изменениям климата дает еще и описание уникальных городских решений, например, по развитию сети велодорог, крупнейшему парку электробусов, по зеленым облигациям, по особенностям двухпоточной системы сбора отходов и так далее. Шкатулка — это не просто набор знаний, которые педагог может применять дополнительно к своим занятиям, а данные, которые легко встраиваются во многие предметные занятия от математики до географии.
Помимо всего прочего, проект построен таким образом, что мотивирует ребенка не только узнавать новое о климате, но и создавать собственные экологические проекты. Сегодня шкатулка помогает школьникам ориентироваться в повестке. Они знают, какие привычки осознанного потребления внедрить в жизнь и как научить этому родителей, как снизить собственный углеродный след и след своего класса, семьи и даже школы. Сейчас с проектом работают около 300 московских школ, а заявок на сотрудничество еще больше.
Экологическое образование не останавливается на школе
Крайне важно непрерывное эко-образование, начиная от детского сада и заканчивая инновационным научно технологическим центром и университетом, считает исполнительный директор международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата научно-технологического университета Сириус Елена Гершелис.
Центр как раз создан для того чтобы дети со всей страны съезжались, слушали лучших лекторов. В Сириус приезжают, живут и работают аспиранты и молодые ученые. Через образовательный центр за годы его работы прошло уже более 60 тысяч детей, что говорит о масштабах интереса к теме. Здесь также открыты центры туризма и волонтерства, реализуются обучающие программы по климату, приезжают преподаватели из разных городов.
«Нам важно показать насколько климат является междисциплинарной задачей. Сейчас тот период, когда государство обращает большие ресурсы на исследование климата и адаптацию к ним. И мы можем показывать молодым ребятам сложность этих задач и необходимость включаться в них для сегодняшнего и завтрашнего дня», — отмечает Гершелис.
Конечно, все это было бе невозможно без вовлеченности участников в тему экологии. Есть два наиболее интересных направления, которые этому способствуют — научно-популярный туризм и научное волонтерство, считает член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию Иван Смирнов.
Научно-популярный туризм позволяет прикоснуться раздвинуть границы школы или класса и включить школьников в тему, познакомить их с научными образовательными организациями.
Например, благодаря сотрудничеству с Департаментом образования науки и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы многие научные лаборатории открыли двери для школьников, и это был потрясающий опыт, когда дети смогли увидеть, как работают ученые и задать им свои вопросы.
Кроме того, здесь возможны самые разные форматы: экологические маршруты по заповедникам и дендрариям и даже возможность познакомить школьников с карбоновыми полигонами.
Научное волонтерство также сейчас получает активную поддержку. Сегодня школьники, участвуя в проектах научного волонтерства, могут получить часы в книжку волонтера, как один из инструментов поощрения. К научному волонтерству подключаются целые школы. Так, почти 500 школ в первых 25 пилотных регионах были оснащены приборами наблюдений за состоянием воздуха. Сейчас количество регионов выросло уже до 85, и новые школы могут включаться в данный проект.
Экологическое волонтерство набирает обороты
В столице активно развивается направление экологического волонтерства и среди взрослых. Движение поддерживают свыше 18 000 активных участников. Один из реализуемых проектов в данной сфере — это «Зеленый офис».
Так, благодаря этому проекту удалось собрать 7 тонн вторичного сырья, которое в дальнейшем было передано профильным экологическим некоммерческим организациям на дальнейшую переработку или использование. Кроме того, в рамках проекта офисы могут бесплатно получить боксы для сбора вторсырья.
А в прошлом году был запущен онлайн-курс по экологическому просвещению и волонтерству, который на сегодняшний день уже прошли более 520 человек. Есть предположение, что крайне актуальное направление эко-волонтерства будет расширяться и привлечет еще больше неравнодушных людей.
Экология для всех неравнодушных
Тема экологии как обществе, так и в политике возрождается с новой силой, считает директор общественной общероссийской организации «Всероссийское общество охраны природы» и Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм.
«Всероссийское общество охраны природы, которое я сейчас представляю, переживают некий период ренессанса. Совсем недавно после нескольких десятилетий был воссоздан научно-экспертный совет Российского общества охраны природы», — рассказал он.
Научно-экспертный совет открыт для сотрудничества и приглашает специалистов из самых разных областей подключиться к сетям Всероссийского общества охраны природы.
Фото: Аптекарский огород
Ретеюм также поделился теми инициативами, которые он вкладывает в экологическое просвещение юного поколения.
«Дети сажают сады. Мы хотим сделать по маленькому аптекарском огороду при учреждениях дополнительного образования, при школах и при детских домах по всей России. Мы сделали модельные садики из видов свойственных тем природным зонам, в которых они будут находиться», — отметил он. Кроме того, Алексей заявил, что готов продолжить сотрудничество по этой теме с новыми учреждениями.
Фото на обложке: Unsplash / Alfonso Navarro
Комментарии