Стоит признать, что климатическая повестка стала главным вызовом XXI века для всего населения планеты Земля. Поэтому стратегии, направленные на обеспечение энерго-экологической безопасности, снижение выбросов парниковых газов от жизнедеятельности человека и адаптацию к изменениям климата, должны стать основным элементом мировой климатической политики.
Широкая дискуссия по вопросам укрепления сотрудничества между странами в деле снижения выбросов парниковых газов и с целью обеспечения справедливого перехода к экономике с нетто-нулевыми выбросами для борьбы с нищетой и обеспечения устойчивого будущего ожидается на ключевом климатическом мероприятии года, запланированном в ноябре в Шарм-эль-Шейхе, — Конференции ООН по изменению климата (COP27). Самое пристальное внимание мирового сообщества будет приковано к корректировке климатических обязательств крупнейших эмитентов парниковых газов — Китая, США, Индии, Бразилии, Канады, Мексики, Южной Кореи, Японии и России.
Вместе с тем эксперты опасаются, что правительства ведущих стран мира, переключившись на политический и экономический кризисы, отложат климатическую повестку как неприоритетную, отчего пострадает согласованность в действиях, в результате будут упущены возможности по сдерживанию глобального потепления в целях обеспечения пригодного для жизни будущего на планете.
Между тем Россия может стать примером по подходам к адаптации и развитию стратегии решения климатических проблем. В течение нескольких лет в нашей стране планомерно формируются нормативное регулирование, национальные цели по снижению выбросов парниковых газов и климатическая инфраструктура.
Части климатической стратегии Российской Федерации сегодня находят отражение в различных нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней. Основополагающими являются такие документы, как Климатическая доктрина РФ, комплекс национальных проектов, Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, Энергетическая стратегия РФ до 2035 года, госпрограмма «Развитие энергетики», комплексный план повышения энергоэффективности экономики РФ. В этих документах определены задачи в области устойчивого развития, энергоперехода, сокращения выбросов углекислого газа, модернизации системы утилизации отходов и внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
В качестве целевого ориентира установлено, что Россия должна достичь углеродной нейтральности или баланса между выбросами парниковых газов от всех источников и их абсорбцией поглотителями, присутствующими в окружающей среде в результате природных и антропогенных процессов, к 2060 году.
Для стимулирования деятельности по сокращению энерго-экологических рисков, снижению углеродоемкости производимых товаров, энергии, работ и услуг, увеличения генерации на основе ВИЭ, масштабной электрификации и цифровизации транспорта и технологических процессов в отраслях, внедрения технологий захвата, хранения и переработки углекислого газа, вводится ценовое регулирование парниковых газов.
В электроэнергетике в период 2031–2050 годов прогнозируется изменение структуры генерации с переходом к низкоуглеродным источникам генерации: ВИЭ, ГЭС, атомной и парогазовой, снижение выбросов в угольной генерации. В углеродоемких отраслях промышленности ожидается внедрение технологий с низким уровнем выбросов парниковых газов и высокой энергоэффективностью. Рост поглощающей способности лесов в период 2020–2050 годов должен увеличиться более чем в два раза — с 535 миллионов тонн эквивалента СО2 до 1,2 миллиарда тонн.
В результате эти меры должны привести к увеличению доли постиндустриальных отраслей, то есть высокотехнологичной промышленности, информационных технологий и связи, исследований и разработок, на 11,8 процентного пункта к 2050 году по сравнению с 2020 годом. Доля традиционных отраслей, а именно добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, низко- и среднетехнологичной промышленности, в структуре валового внутреннего продукта будет снижаться и упадет на 9,4 процентного пункта за аналогичный период. Ожидается, что энергетический экспорт будет ежегодно падать на 2,1% с 2030 года, а неэнергетический — расти на 4,4% в год.
В рамках климатического эксперимента на территории Сахалинской области будут апробированы различные меры углеродного регулирования и оценки их эффективности для последующего масштабирования на уровне страны. Планируется полная газификация территории субъекта, повышение доли ВИЭ до 26% в общем объеме производства энергии и перевод транспорта на альтернативные источники энергии. В перечень компаний, участвующих в эксперименте, вошло 50 предприятий-эмитентов от 20 тысяч тонн СО2 в год.
Именно благодаря солнечной станции выпущены первые 96 углеродных единиц, которые зарегистрированы в сентябре 2022 года в национальном реестре углеродных единиц компанией «ДальЭнергоИнвест» за счет реализации проекта по использованию возобновляемых источников энергии на присоединенных объектах и в мини-сетях в Сахалинской области. Компания построила на острове Итуруп станцию на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 кВт и до 2031 года планирует выпустить 1832 углеродные единицы.
В перечень поручений президента Российской Федерации Владимира Путина от 3 февраля 2022 года (Пр-740, п.1 г) включен «вопрос об определении критериев отнесения инвестиционных проектов к числу проектов, отвечающих требованиям концепции экологической, социальной и корпоративной ответственности (ESG), а также о предоставлении мер государственной поддержки участников таких проектов». Одновременно Минэкономразвития России заявило о готовности разработать национальный стандарт в дополнение к уже принятым в России документам для поддержки «зеленых» проектов.
Для усиления безопасности предприятий и целых отраслей запущен процесс формирования отраслевых и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, которые в долгосрочной перспективе помогут снизить потери и найти выгоды, связанные как с изменением климата, так и с сопутствующими рисками перестроения отраслей экономики. На сегодняшний день заявлены к реализации климатические проекты компаний «Русал», «СУЭК», «Еврохим», «Уралхим» и других.
Компаниям и предприятиям необходимо учитывать, что климатическая повестка повлияет на цепочки поставок в сложных секторах, таких как производство цемента (лидеры по производству субъекты ЦФО, ПФО), стали (лидер по производству Челябинская область), химической отрасли, тяжелого машиностроения.
Таким образом, при разработке адаптационных планов к изменениям климата предприятиям необходимо спрогнозировать приоритеты развития регионов нахождения, соответствующих отраслей и рынков в соответствии с производимой номенклатурой.
Адаптационные планы субъектов и корпораций должны отвечать требованиям перехода российской экономики от макроэкономической политики финансовой стабильности к политике интенсивного развития на основе структурной модернизации экономики.
Согласно Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, в частности, в целях достижения показателя «Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года» по направлению «низкоуглеродного развития п.4.2.4.)», определяющим федеральным проектом является «Политика низкоуглеродного развития».
Отраслевые, региональные и организационные адаптационные планы должны в большей степени опираться на научные исследования в сфере климата.
Постановлением правительства РФ от 8 февраля 2022 года № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы, ориентированная на мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата; смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат; адаптацию экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Что касается планов адаптации субъектов к изменениям климата, следует отметить, что при формировании решений должны учитываться краткосрочные и среднесрочные задачи, а также потенциал межрегионального взаимодействия при организации новых промышленных конгломераций. Климатические пояса, в которых находятся регионы, могут быть использованы как преимущество при налаживании внутренних межрегиональных производственно-логистических связей. Можно высказать рекомендацию тем регионам, кто еще находится в стадии планирования, запрашивать сведения у субъектов из ближайшего окружения, а также регионов, на которые могут быть переориентированы собственные предприятия. Кроме того, региональным органам власти необходимо опираться на перечень перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Российской Федерации, приведенный в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.
Российская национальная климатическая повестка должна стать инструментом прежде всего для сокращения межрегиональных социально-экономических диспропорций субъектов РФ, а также центром притяжения стран ЕАЭС, ШОС и БРИКС. При сохранении таких подходов нашей стране будет принадлежать международный приоритет в решении научно-политической проблемы, связанной с изменением глобального климата Земли и в новых международных научных и общественно-политических инициативах в области изменения климата, вопросах экологии и окружающей природной среды.
Фото на обложке: Maksim Safaniuk / iStock
Комментарии