«России придется выбрать свой путь решения проблемы переработки отходов»

Ростислав Баскаков

Фото: Российский экологический оператор

В разной степени проблему переработки мусора в Европе успешно решили Финляндия и Швеция, Германия, Польша, Турция, ОАЭ. Поскольку я работаю в финской компании, могу точно сказать, что в Финляндии менее 1% отходов отправляется на полигоны, а в России — около 90%.

Результаты так разительно отличаются потому, что в Скандинавских странах есть раздельный сбор мусора, запрет на хранение определенных фракций отходов, тариф на прием ТКО на обработку, так называемый «входной билет» (gate fee), залоговая стоимость тары и население мотивировано на сдачу раздельно собранных отходов, но есть и энергетическая утилизация топлива из отходов в цементной промышленности и на ТЭС.

Нам достаточно вспомнить, как в СССР мы все собирали макулатуру и сдавали стеклянные бутылки в гастрономе, покупая молоко, кефир или лимонад. Что нас к этому мотивировало: книги, лимонад, молоко? При желании возродить эту практику в современной России, мне кажется, вполне возможно. Для этого нужно разработать соответствующий регламент и внедрить его. Это если совсем укрупненно. Понятно, что это комплексная и объемная задача. Но выполнимая.

Сможем ли мы отказаться от многообразия упаковки и бутылок во имя раздельного сбора? Давайте спросим себя. Безусловно, России придется выбрать свой путь решения проблемы переработки отходов, потому что нам не удастся просто скопировать, например, финскую модель. Мы отличаемся климатическими зонами и размером территории, численностью населения и менталитетом, сырьем.

Но это не мешает нам использовать эффективные практики других стран. Например, не только в Финляндии и Швеции, но и в Китае успешно реализованы проекты по переработке ТКО в твердое топливо, которое там используют и в производстве цемента, и для генерации тепловой и электроэнергии.

Если в текущей геополитической ситуации ориентироваться на партнерство с дружественными странами, то нам стоит обратить внимание и опереться в том числе на китайский рынок и вникнуть, какие проекты там реализованы, что за методы мотивации бизнеса там применяются и переложить этот опыт на российский рынок с необходимыми корректировками и своими идеями и разработками.

Фото на обложке: Российский экологический оператор

Комментарии