Государство, как регулятор, в повестке ESG имеет несколько ключевых ролей. Оно выступает и потребителем, и инвестором, и заемщиком.

В каждой из этих ролей главная задача – установление четких, единых ESG критериев и создание на их основе государственного института верификации.

Москва как устойчивый потребитель выступает с 2010 года, когда впервые в России на уровне Правительства Москвы было принято постановление о закупке товаров с улучшенными экологическими характеристиками. Линейка устойчивых товаров включала моторные топлива и транспортные средства высоких экоклассов, средства малой механизации, энергоэффективную технику и ряд других.

Второй механизм устойчивого потребления был запущен несколько лет назад. Экологические характеристики товаров включаются в комплекты стандартизированной закупочной документации.

Государство как потребитель – это 10-12 триллионов рублей ежегодного государственного заказа. И, например, в сфере ТКО создание спроса на товары из вторичных ресурсов способно дать серьезный толчок в развитие отрасли и стимулировать ESG рынок.

Закупка товаров с улучшенными характеристиками, произведенных устойчивым бизнесом, является еще и серьёзным резервом улучшения экологической обстановки в городах.

Помимо потребителя государство – это еще и крупный заемщик.  

В этом году Москва стала первым государственным эмитентом «зеленых облигаций». Объем выпуска – 70 млрд рублей (порядка 1 млрд долларов). Зеленые облигации Москвы – это 2 крупнейших инфраструктурных ЭКОпроекта.

Первый – наземный электротранспорт. Уже в этом году 400 новых электробусов дадут сокращение порядка 100 тонн выбросов загрязняющих веществ и более 24 тыс. тонн парниковых газов.

Второй проект – развитие метро – 43 км новой линии БКЛ. Экспертно оценено, что на метро пересядут порядка 10 тысяч автомобилистов. Ожидаемый эффект – еще минус 885 тонн выбросов в год по загрязняющим веществам и более 20 тысячи тонн в год по парниковым газам.

Спрос на бумаги был очень высокий и «зеленый» окрас облигаций внес большой вклад в их востребованность. Что примечательно, высокий спрос был и со стороны граждан (порядка 700 млн руб.). Это свидетельствует об интересе к «зеленой» повестке. До конца года в планах Правительства Москвы выпустить дополнительную эмиссию на 5 млрд рублей для физических лиц сроком обращения 2 года.

Выпуск «зеленых» облигаций Москвы был включен в информационную часть Списка ценных бумаг Люксембургской биржи (это ведущая мировая биржевая площадка устойчивого финансирования).

Рынок «зеленых» облигаций возник в мире еще в 2007-2008 гг. Сегодня передовым примером можно считать Хельсинки - город, в котором уровень инвестиций равен портфелю «зеленых» проектов.

Не менее важная роль государства – инвестор.

ESG трансформация – это не только трансформация бизнеса или устойчивые финансовые инструменты. Это принципы, которые должны внедряться на всех уровнях: бизнес, муниципалитет, город, страна, поставщики и потребители.

Стратегию Москвы правительство города сверяет с курсом устойчивого развития уже более 10 лет.  Это сотни проектов в 14 государственных программах, обеспечивающих экологичное устойчивое развитие города.

Это и проекты городского озеленения – с 2011 года высажено порядка 10 млн деревьев и кустарников, что обеспечивает поглощение парниковых газов в объеме порядка 500 тыс. тонн.

Это сохранение естественных природных систем города Москвы, потенциал сдерживания глобального потребления у которых в разы выше.

Это проекты по декарбонизации транспортного комплекса – развитие электрического транспорта.

Огромный вклад в устойчивое развитие вносит модернизация теплоэнергетической отрасли, программа энергосбережения. За счет внедрения парогазовых технологий уже достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов теплоэнергетики почти на 40 % (от уровня 2012 года).

ESG принципы применяются в Москве еще на стадии формирования адресной инвестиционной программы города.

Для того, чтобы ESG принципы не стали просто бумагой, а имели реальные результаты, выраженные в материальном экологическом и климатическом эффекте, необходимы четкие единые критерии и подходы к верификации и, безусловно, доверие к верификатору.

Для этого уже есть ряд институтов государственного регулирования – НТД, КЭР, программа повышения экологической эффективности и другие.

Комментарии