Роль 27-ой конференции Рамочной конвенции об изменении климата ООН в обеспечении энерго-экологической безопасности. Часть 2

Mospriroda

Продолжение, начало тут.

Активное снижение выбросов СО2 начнется уже с 2030 года. Предусмотренные целевым сценарием меры обеспечивают к 2050 году снижение валовых выбросов на 910 млн тонн эквивалента углекислого газа по сравнению с объемом выбросов в отсутствие таких мер. Увеличение поглощений к 2050 году позволит достичь дополнительный эффект в размере до 665 млн тонн эквивалента углекислого газа. Нетто-выбросы парниковых газов планируется сократить к 2050 г. на 60% по сравнению с 2019 г.

Предполагается увеличение площади управляемых лесов, разведение смешанных лесов с более высокими характеристиками поглощения и пр. Совокупные инвестиции в реализацию дополнительных мер по повышению качества управляемых экосистем до 2050 г. могут составить в среднем не менее 0,1% ВВП в год.

Российская Федерация планирует активно стимулировать развитие экономики замкнутого цикла, в том числе за счет использования вторичных ресурсов. Кроме того, предполагается введение мер стимулирования снижения выбросов СО2, в том числе в наиболее неэффективных углеродоемких отраслях экономики.

Углеродоемкость экономики должна снизиться более чем в 2 раза. В энергетике должно произойти внедрение в угольной отрасли современных технологий улавливания СО2. Одновременно должно идти развитие использования отходов в качестве энергоресурсов.

Россия будет стимулировать создание системы улавливания и захоронения СО2. При этом прогнозируется активное развитие производств новых видов энергоносителей: водорода, «зеленого» аммиака, биодизеля и биометана.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства планируется установить жесткие требования по энергетической эффективности жилых и общественных зданий класса А, А+.

В сельском хозяйстве прогнозируется применение медленнодействующих минеральных удобрений, внедрение методов «точного земледелия» — системы управления продуктивностью посевов, основанной на использовании комплекса спутниковых и компьютерных технологий.

Особым пунктом в низкоуглеродной стратегии России обозначен вопрос о выбросах метана в сельском хозяйстве. Предлагается «развитие направленной селекции, с помощью которой возможно разводить скот с более низким уровнем выделения метана, образующегося в результате жизнедеятельности».

На конференции СОР27 представители России призвали к дальнейшему развитию международного климатического сотрудничества, заявляя, что рассматривают тему экологической и климатической безопасности как сферу диалога и технологической коллаборации. Председатель Всероссийского общества охраны природы Фетисов В.А. предложил сделать «зеленые» финансы «достоянием мира и доступными для всех», обозначив, что без России мир справиться с глобальным потеплением климата не сможет.

С учетом перспектив долгосрочного развития атомной энергетики, реальной возможности ее возобновления, регенерации топливных ресурсов без потери конкурентоспособности, безопасности для окружающей среды и населения, Фетисов В.А. предложил, включить ядерную энергетику в седьмую цель устойчивого развития «Недорогостоящая и чистая энергия», так как ее использование даст возможность человечеству избежать энергетического кризиса.

В рамках СОР27 тренд на атомную энергетику как часть безуглеродного мирового баланса значительно усилился. На организованной ГК «Росатом» сессии «Вклад атомной энергетики в процветание Африки» анонсировано обсуждение будущего «Эль-Дабаа» — первой на Африканском континенте АЭС с реакторами поколения III+. Эта атомная электростанция будет давать 30 ТВт·ч в год Египту и позволит ежегодно предотвращать выброс 15 млн т углерода — гигантский вклад в будущее этой страны с учетом обеспечения энерго-экологической безопасности.

В июле 2022 года Европейская комиссия включила атомную генерацию в таксономию устойчивого финансирования, определив дополнительные критерии ее квалификации в структуре источников энергоперехода. И многие страны рассматривают использование атома для расширения своих энергосистем. В частности, представленная на COP27 стратегия Индии предусматривает трехкратное увеличение атомной мощности к 2032 году. Кроме того, документ призывает к изучению «значительно большей» роли ядерной энергетики. Как отметил министр окружающей среды, лесов и изменения климата Индии Бхупендера Ядава, в национальном энергобалансе у АЭС 3 %, и ежегодно это предотвращает эмиссию около 41 млн т СО2. «Достаточная доля ядерной энергии очень важна для энергетической безопасности Индии. Потенциал малых модульных реакторов также нужно изучить, и это потребует обмена и передачи соответствующих технологий», — говорится в стратегии.

В Индии эксплуатируются 22 атомных блока общей мощностью около 6 795 МВт, строятся еще восемь — чуть более 6 000 МВт. «Росатом» сооружает АЭС «Куданкулам», все шесть блоков — с ВВЭР 1000, два уже сданы в промышленную эксплуатацию.

«Росатом» провел детальный анализ критериев таксономии устойчивого финансирования ЕС, утвержденных в июле этого года. В аналитическом отчете рассмотрены четыре основных блока: «Подтверждение минимального уровня выбросов парниковых газов», «Безопасность на этапе эксплуатации АЭС», «Ядерный топливный цикл» и «Заключительная стадия жизненного цикла АЭС». Главный вывод — в целом технологические решения «Росатома» отвечают критериям таксономии ЕС.

Говоря о вопросах финансирования, важно отметить: в решении, принятом в Шарм-эш-Шейхе, зафиксировано, что обозначенный уровень $100 млрд в год, еще не достигнут, но продолжает оставаться глобальным ориентиром финансирования мер по низкоуглеродному развитию и адаптации в развивающихся странах. Ожидается, что этот уровень станет средней годовой суммой финансирования до 2025 года. Также в решениях конференции подчеркивается необходимость увеличить долю грантовых средств, прежде всего, для наиболее слабых и уязвимых стран, для которых кредиты не могут быть решением проблем.

При этом на конференции не уделялось особого внимания сегодняшним энергетическим проблемам стран, хотя в решении они и упомянуты как еще одна причина по форсированию перехода на возобновляемую энергетику. В 2021 году в решениях Глазго была подчеркнута необходимость снижения использования угля, в Шарм-эш-Шейхе странам не удалось согласовать фразу об отказе от ископаемого топлива, что говорит об их неготовности к радикальным действиям.

В то же время, природным решениям, как для адаптации, так и для снижения выбросов парниковых газов на конференции было уделено большое внимание. Однако не все страны считают их должным решением проблем обеспечения энерго-экологической безопасности. В частности, многие развивающиеся государства не хотят, чтобы проекты, связанные с экосистемами, были предметом углеродных рынков, столь негативно у них отношение к рыночной экономике в целом. Столь же скептически некоторые страны смотрят на допуск в Механизм устойчивого развития Парижского соглашения проектов, где меньшие выбросы достигаются за счет увеличения мер по охране природы или из-за отказа от вырубки лесов и других изменений в землепользовании. Поэтому в следующем году странам и соответствующим органам РКИК предстоит детально рассмотреть вопрос и проработать систему гарантий и мониторинга результатов.

Любые решения по природным проектам должны приниматься на строго научной основе. Опыт показывает, что многие участники конференции очень слабы в научных знаниях, они путают антропогенные и природные потоки СО2, не понимают, что Арктика влияет не только на ее жителей, но и на большую часть населения планеты. В этой связи специально к конференции были подготовлены две работы, которые излагают важную научную информацию из Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН в доступной форме. Это доклад Всемирного фонда дикой природы о роли океана и наземных экосистем в решении климатической проблемы и доклад Международной климатической криосферной инициативы о глобальной роли Арктики.

Пожалуй, важнейшая научно-техническая задача современности заключается в открытии решений устойчивого развития человечества. Достижение энерго-эколого-экономического баланса будет прорывом, открытием новых перспектив развития цивилизации, позволит значительно снизить общую политико-социальную и экономическую напряженность, найти ответы на глобальные экологические вопросы.

На закрытии саммита подчеркнуто, что в будущем году следует усилить работу по всем направлениям митигации парниковых газов и адаптации к изменению климата. Очевидно одно, что достижение общего результата в сфере энерго-экологической безопасности на планете возможно лишь на основе научного сотрудничества, технологического обмена и взаимоуважения сторон. Главным здесь должно быть понимание всей важности необходимости консенсусного решения по минимизации энерго-экологических рисков — как для стран всего мира, так и для каждого человека.

Фото на обложке: Ella Ivanescu / Unsplash

Комментарии