Роль 27-ой конференции Рамочной конвенции об изменении климата ООН в обеспечении энерго-экологической безопасности. Часть 1

Mospriroda

Открывая COP27, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что изменения климата происходят с «катастрофической скоростью», мир «мчится по шоссе в климатический ад», а планета «посылает сигнал бедствия». Так он прокомментировал доклад Всемирной метеорологической организации (специализированное межправительственное учреждение Организации Объединенных Наций в области метеорологии), подготовленный к конференции в Шарм-эш-­Шейхе. В нем обозначено, что уже в текущем году среднемировая температура превысит доиндустриальный период (1850–1900 гг.) ориентировочно на 1,15 °C.

Темпы потепления на территории России превышают среднемировые в 2,5 раза, а в российской арктической зоне — ​в 3,7 раза. Температура в Арктике за предыдущие 30 лет поднялась более чем на 4 °C. Потепление неизбежно сопровождается сокращением площади морского льда. По данным многолетних наблюдений, за последние 10 лет она уменьшилась более чем в три раза. Об этом сообщил на конференции заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ­ Аноприенко С.М.

В мероприятии приняли участие свыше 62 тыс. участников официальных делегаций 197 стран и международных организаций. СОР27 освещали более 3 тыс. журналистов.

По ее результатам удалось договориться о создании финансового фонда Loss and Damage Compensations («Компенсации за убытки и вред») для оказания помощи странам, к которым, в первую очередь, относятся регионы Глобального Юга (Латинской Америки, Африки, Азии и Океании), особенно чувствительные к климатическим рискам, несмотря на собственный минимальный углеродный след. Инициаторы этого проекта предполагают, что размер таких компенсаций должен быть не менее 100 млрд долларов в год. Принятый участниками конференции «исторический документ» предусматривает создание переходного комитета в составе представителей 24 стран, который определит механизмы работы фонда. После чего группа стран должна представить в следующем году свои рекомендации на конференции COP28 в Объединенных Арабских Эмиратах.

Страны Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки выступили с требованием, чтобы взносы в этот фонд в обязательном порядке делал бы Китай. С учетом того, что КНР входит в перечень развивающихся стран, соглашения по этому пункту не достигнуто, при этом эта мера остается на стадии активного обсуждения.

Президент COP27, министр иностранных дел Египта Самех Шукри положительно оценил итоги конференции, отметив, что «работа, которую удалось проделать здесь, и результаты, которых мы вместе добились, являются свидетельством нашей коллективной воли как сообщества наций, чтобы выразить четкое послание, которое звучит сегодня громко, что многосторонняя дипломатия все еще работает». Сообщая о катастрофическом наводнении в Пакистане летом 2022 года, в результате которого погибло более тысячи семисот человек и десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома, он назвал это событие «громким сигналом тревоги» о том, что ждет планету за температурным пределом в 1,5 °C.

Стоит напомнить, что после того, как Египет был выбран для проведения конференции ООН по изменению климата COP27 в г. Шарм-эш-Шейхе, а Объединенные Арабские Эмираты — COP28 в ноябре 2023 года, арабские страны усилили совместные действия по выработке стратегий в сфере борьбы с изменением климата.

По окончании 2021 года был подготовлен ряд заявлений, отражающих растущий вклад стран региона в глобальные усилия по борьбе с изменением климата:

7 октября 2021 г. — ОАЭ анонсировали Стратегическую инициативу «Чистый ноль к 2050 году»;

23 октября 2021 г. — Саудовская Аравия анонсировала цели сократить выбросы углерода до ноля к 2060 г. в рамках Зеленой инициативы Королевства.

25 октября 2021 г. саудиты провели саммит Ближневосточной экологической инициативы для разработки региональной дорожной карты по совместному решению проблем, связанных с изменением климата, объявив о новых проектах по сокращению выбросов парниковых газов в регионе, об инвестировании в решения для цикличной углеродной экономики, о развитии регионального центра по улавливанию, использованию и хранению углерода (CCUS) и др.

В декабре 2021 г. — Министр нефти Египта Тарек Эль Молла (Tarek El Molla) заявил, что СО2 стратегия Египта по переходу к использованию чистой энергии и сокращению выбросов углекислого газа основана на 3 принципах:

  1. продвижения природного газа в качестве переходного топлива;
  2. максимального использования возобновляемой энергетики;
  3. подготовки плана расширения использования водородного топлива.

Поэтому ожидалось, что водород и улавливание углерода в его различных формах станут одной из ведущих тем на полях COP27.

Обоснованно в рамках конференции большинство стран повторно выступили с призывом к поэтапному сокращению использования ископаемого топлива, рассматриваемого в качестве основной причины глобального климатического кризиса. Тогда как соглашение СОР26 в Глазго уже требовало от государств «пересмотреть и усилить» свои климатические стратегии на 2030 год к концу 2022 года, немногие это сделали.

Вместе с тем, очевидно, что планы по сокращению выбросов, представленные до COP27, позволят снизить прогнозируемые глобальные выбросы к 2030 году менее чем на 1%. При этом ученые утверждают, что странам нужно сократить выбросы парниковых газов на 43%, чтобы сдержать повышение температуры в пределах 1,5 °C, установленного Парижским соглашением.

В то же время, многие делегаты конференции выразили уверенность, что пока еще в мире не выработано четкой научно обоснованной стратегии к нивелированию роста температуры на планете. С учетом неоцененности последствий глобального перехода на возобновляемую энергетику, часть стран, в том числе Саудовская Аравия, Индия, Китай, Россия, настаивают на том, что от ископаемого топлива отказываться преждевременно, и современный энергетический кризис показал, как опасно сворачивать инвестиции в добычу нефти и газа. У энергоносителей прошлого есть будущее, и надо с этим смириться — не запрещать, а поддерживать и инвестировать в технологическое перевооружение всех сфер топливно-энергетического сектора.

Делегация Российской Федерации во главе с советником Президента, специальным представителем Президента России по вопросам климата Эдельгериевым Р.С-Х, подчеркнула необходимость сохранения деполитизированного и ориентированного на результат подхода.

Следует отметить, что Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р, демонстрирует разноплановый подход к достижению углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики страны.

В стратегии заложены два сценария — инерционный и целевой (интенсивный). Целевой сценарий взят за основу. Сценарии отличаются наборами мер по декарбонизации российской экономики.

В целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода.

Макроэкономические условия целевого сценария предполагают опережающие темпы роста неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно). Вклад в устойчивый рост экономики будут вносить как опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал (3,7% ежегодно), так и стабильный рост реальных располагаемых доходов (2,5% ежегодно). При этом ожидается более умеренное, чем в инерционном сценарии, падение энергетического экспорта с 2030 года, в том числе за счет переориентации на продукцию высокого передела и реализации мер по повышению конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешних рынках.

В результате ежегодные темпы роста экономики должны быть выше среднемировых до 2050 года (до 3% в год).

Реализация целевого сценария потребует инвестиций в снижение выбросов парниковых газов в объеме около 1% ВВП в 2022–2030 годах и до 1,5–2% ВВП в 2031–2050 годах. Среди мероприятий по декарбонизации установлены оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий, стимулирование использования вторичных энергоресурсов, изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики, развитие зеленого финансирования, меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем, поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.

Таким образом, в рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. К 2050 году их чистая эмиссия должна снизиться на 60% от уровня 2019-го и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

При этом доля энергетического экспорта с 2031 до 2050 гг. будет падать достаточно умеренно, примерно на 2,1% в год. Это будет возможно за счет развития экспорта продукции высоких переделов.

Продолжение следует.

Фото на обложке: Mika Baumeister / Unsplash

Комментарии