Терминология устойчивого развития, как и определенные практики, которые можно к нему отнести, все больше входят в нашу жизнь. Немало делается на государственном уровне, еще больше — на стороне крупного бизнеса. Меняется потребительское поведение людей, особенно молодежи. Все больше вовлекается средний и малый бизнес. Развиваются регуляторика, инфраструктура и система институтов. При этом обсуждаются вопросы «суверенизации» повестки устойчивого развития в целом и декарбонизации в частности. Действительно, в России предстоит найти собственный путь с учетом специфики энергобаланса, профиля промышленности, пространственного развития и национальных интересов. И в немалой степени вся повестка устойчивого развития, ESG и климатических действий преломляется именно на уровне регионов, на территориях. Здесь — точка сборки усилий всех вовлеченных сторон.
Альтернативы устойчивому развитию нет
Концепция устойчивого развития — глобальный тренд, альтернативы которому нет. Основная его логика — хозяйствовать сегодня так, чтобы это не приносило вред будущим поколениям. В 2015 году на саммите ООН были приняты 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые раскладываются на более 200 конкретных показателей. Принципы устойчивого развития призваны примирить три аспекта — экономический (бизнес-выгоду), экологический (сохранение окружающей среды и биосистем) и социальный (заботу о человеке, в том числе помощь социально слабо защищенным гражданам).
Не ошибемся, если скажем, что ЦУР отражают общечеловеческие ценности. Можно утверждать, что это лишь относительно новые термины для принципов, которых стараются придерживаться все здравомыслящие люди и все руководители компаний. Неплохим упражнением является сравнить 17 ЦУР ООН со списком национальных проектов России — мы увидим массу пересечений (таблица 1). И это лишь проекты в статусе национальных, не считая федеральных проектов и программ.
Сравнение ЦУР ООН и национальных проектов Российской Федерации
ЦУР |
Национальные проекты РФ |
|
1. | Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах | |
2. | Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства | |
3. | Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте | «Здравоохранение» |
4. | Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех | «Образование» |
5. | Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек | |
6. | Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех | |
7. | Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех | |
8. | Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех |
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
«Производительность труда»
«Наука и университеты» |
9. | Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
«Цифровая экономика Российской Федерации»
«Безопасные качественные дороги» |
10. | Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними | |
11. | Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов | «Жилье и городская среда» |
12. | Обеспечение рациональных моделей потребления и производства | |
13. | Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями | |
14. | Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития | «Экология» («Чистый воздух», «Чистая вода» и другие) |
15. | Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия | |
16. | Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях |
«Демография»
«Культура»
«Туризм и индустрия гостеприимства» |
17. | Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития | «Международная кооперация и экспорт» |
Итак, если резюмировать простыми словами, ЦУР — о том, как сделать, чтобы людям жилось лучше, и это было доступно большему количеству людей на Земле.
Еще один важный термин в контексте устойчивого развития — ESG. Аббревиатура, как почти все уже выучили, расшифровывается как Environmental, Social, (Corporate) Governance и подразумевает набор принципов для бизнеса, охватывающих заботу об окружающей среде (включая снижение выбросов, сбросов, образования мусора и выбросов парниковых газов, то есть декарбонизацию), социальные меры (в отношении работников, акционеров, резидентов городов присутствия, потребителей и так далее), а также прозрачности и подконтрольности корпоративного управления обществу. Важно, что ESG — это желаемый коридор именно для бизнеса, который позиционирует себя как ответственный и не ставит целью лишь получение прибыли любой ценой.
Чтобы помочь бизнесу двигаться по этому коридору, государства и общество создают «кнуты» и «пряники» через регуляторику, институты, финансовую систему, общественное признание. Разные государства по-разному конфигурируют ограничительные меры («кнуты») и поощрительные («пряники»).
Компании привыкают открывать свою нефинансовую отчетность, декларировать приверженность принципам ответственности и отчитываться о принимаемых мерах, в том числе в части экологического следа и выбросов парниковых газов.
Поскольку бизнес двигается инвестициями, важно, чтобы финансовые институты разбирались в проектах и компаниях и могли оценить их именно с точки зрения устойчивости и ESG. Для этого создаются системы рейтингов и рэнкингов, институты верификаторов отчетности и «зеленых» финансовых инструментов.
Позиция России и суверенизация ESG
Кроме того, что Россия заинтересована в устойчивом характере развития, принимает ЦУР и регулярно готовит соответствующую отчетность, наша страна взяла на себя определенные международные обязательства в части противодействия изменениям климата, ратифицировав Парижское соглашение.
Принят и действует указ президента РФ № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», Президент объявил цель углеродной нейтральности для России к 2060 году, есть соответствующий федеральный закон, принята и Стратегия социально-экономического развития до 2050 года, предполагающая низкий уровень выбросов парниковых газов. Дорабатывается Операционный план по ее реализации (что мы видим по встречам межведомственной рабочей группы под председательством первого заместителя председателя правительства РФ А.Р. Белоусова). Отраслевые стратегии постепенно согласуются с низкоуглеродной стратегией (например, стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ). В России принята таксономия «зеленых» и переходных проектов.
Кош-Агачская солнечная электростанция — самый мощный объект генерации в Республике Алтай. Фото: Компания «Хевел»
Предприятия, чьи выбросы СО2-эквивалента превышают 150 тысяч тонн в год, обязаны о них отчитываться (создан соответствующий государственный реестр), а в будущем — предприятия с объемом выбросов свыше 50 тысяч тонн.
И хотя принципы устойчивости были свойственны нашему государству и крупному бизнесу всегда, терминология и инфраструктура ESG стали новыми и привнесенными снаружи. До определенного времени в России повестка ESG именно так и воспринималась, и была тенденция идти в фарватере мирового ESG-движения, строя нормативную базу и систему институтов по аналогии с зарубежными странами, прежде всего европейскими.
В силу определенных причин и в мире, и отчасти в России случился перекос в сторону компонента Е из набора ESG, причем не столько в контроль последствий для экологии, сколько именно в углеродное регулирование, то есть контроль выбросов парниковых газов.
Дополнительным драйвером стало решение ЕС о введении пограничного углеродного регулирования (СВАМ) для ряда групп продукции. Этот механизм призван выровнять условия конкуренции для европейских производителей, для которых в ЕС действуют достаточно жесткие меры углеродного регулирования, и импортеров. Однако для российских предприятий, как раз и являющихся этими импортерами металла и других товарных групп в Европу, введение CBAM — неприятная мера, грозящая ростом издержек и потерей доли рынка и одновременно стимулирующая к снижению углеродоемкости продукции.
С осложнением геополитической обстановки общий тренд на суверенизацию коснулся и ESG-повестки. Признано, что России необходимо пересмотреть тему с учетом собственных интересов и собственной специфики.
В силу объективных причин в настоящее время больший фокус перенесен на социальную составляющую социально-экологических принципов ответственности бизнеса. Однако и Е-компонента — запрос на экологичность и климатическое регулирование — не пропадает, хотя и отодвигается с приоритетных позиций.
В России создается рынок углеродных единиц — в октябре 2022-го выпущены первые 96, и 20 из них проданы, то есть рынок будет монетизировать усилия по сокращению выбросов парниковых газов.
Запущен углеродный эксперимент на Сахалине, где применяются не только стимулирование, но и ограничения по выбросам. По итогам эксперимента будут приниматься решения для России в целом. И другие российские регионы, кроме Сахалинской области, активно участвуют в повестке устойчивого развития (прежде всего Москва, но появляются и другие инициативы). Действуют требования по адаптации регионов к изменениям климата.
Есть потребность сделать более объективной и прозрачной оценку проектов. В правительстве РФ обсуждается применение концепции Наилучших доступных технологий (НДТ) и созданной системы отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (ИТС НДТ) для оценки инвестиционных проектов в качестве объективной метрики экологической ответственности бизнеса.
В Республике Адыгея построили ветряную электростанцию из 60 установок мощностью 2,5 МВт каждая. Фото: АО «НоваВинд»
Территории — точка сборки усилий по устойчивому развитию
В реализации ЦУР, как и трансформации предприятий в соответствии с принципами ESG, заинтересованы прежде всего территории — регионы, города и поселения.
Каждый из нас судит по среде, которая его окружает. Насколько чистый воздух, насколько доступна питьевая вода, какое качество почвы и местных продуктов, качество инфраструктуры, плата за нее, качество общественных пространств, жилья и так далее. Это вопрос конкурентоспособности и привлекательности города (региона) для резидентов и инвесторов.
Заинтересованы в устойчивом развитии все стейкхолдеры — регуляторы (федеральные и региональные органы исполнительной власти), бизнес, общественность. И все они предпринимают для этого определенные усилия.
Именно территория (муниципалитет, регион) являются точкой сборки усилий всех вовлеченных сторон. Здесь возможны взаимодействие, диалог, договоренности о совместных действиях, проектах и инвестициях. Здесь виден их результат. Здесь первая линия получения обратной связи от жителей, все ли хорошо, или, наоборот, присутствует недовольство.
В условиях ограниченности местных бюджетов, отсутствия административных рычагов для управления предприятиями на территории тем важнее роль муниципалитета как медиатора повестки устойчивого развития и организатора соответствующего взаимодействия.
Первые примеры соответствующей активности российских регионов уже есть, и это не только Москва. Возможно, это и есть новое конкурентное преимущество в новых условиях.
Достижение технологического суверенитета России невозможно на старых принципах и устаревшем стеке технологий, эксперты говорят о «суверенизации ESG», то есть создании собственной системы регулирования, отвечающей национальным интересам и учитывающей российскую специфику.
В условиях спада частных инвестиций в России особо остро встает вопрос государственного участия, а значит, принципов его распределения с тем, чтобы обеспечить долгосрочное развитие.
Вывод: Ситуация требует отслеживания с точки зрения происходящего в мире и в России, своевременного знания готовящихся и принятых законов и НПА, имеющихся возможностей. Роль региональной нормативной базы велика, как и РОИВ, в особенности для Свердловской области как региона, более уязвимого с точки зрения экологических и климатических последствий экономической деятельности.
Фото на обложке: Yuliya Shauerman / iStock
Комментарии