О совершенствовании разработки отраслевых и региональных планов по адаптации климата

Mospriroda

Климатическая повестка стала главным вызовом XXI века для всего населения планеты Земля. Поэтому стратегии, направленные на обеспечение энерго-экологической безопасности, снижение выбросов парниковых газов от жизнедеятельности человека и адаптацию к изменениям климата, должны стать основным элементом мировой климатической политики.

В соответствии с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата, стороны Конвенции сотрудничают в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата; разрабатывают и развивают соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежной зоне, водным ресурсам и сельскому хозяйству и по охране и восстановлению районов, пострадавших от засухи и опустынивания, а также наводнений. [1]

Ратификация Россией Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата повлекла принятие ряда документов, среди которых распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации», согласно которой Россия максимально концентрирует усилия на снижении антропогенных выбросов парниковых газов и увеличении их поглощения с помощью различных поглотителей и накопителей. Согласно документу, федеральные органы государственной власти среди прочего должны обеспечить развитие и применение законодательства Российской Федерации с учётом влияния климатического фактора на соответствующие отрасли экономики и население, а также разработку и применение мер по адаптации к последствиям изменения климата для экономики и общества. [2]

Логическим продолжением Киотского протокола явилось Парижское соглашение, официально вступившее в силу 4 ноября 2016 г. и принятое Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1228. Соглашение предусматривает принятие всеми государствами независимо от степени их экономического развития обязательств по сокращению своих выбросов в атмосферу и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата. [3,4 ]

Государства, принявшие Парижское соглашение, обязались активизировать реагирование на изменение климата за счет повышения способности своих стран адаптироваться, улучшению сопротивляемости и снижения уязвимости. 

По мнению Р.Эдельгериева, советника Президента Российской Федерации и специального представителя главы государства по вопросам климата, критическую важность приобретает адаптация, которая требует огромных инфраструктурных инвестиций и долгосрочного видения. [5]  

По оценкам Росгидромета, Повышение температуры на суше ожидается примерно на 50% большее по сравнению с океанами. Потепление в Арктике прогнозируется превосходящим глобальное более чем в 2,5 раза, что приводит к уменьшению площади морского льда Арктики, возрастанию повторяемости и интенсивности экстремальных гидрометеорологических явлений, засухам. В этой связи, Росгидромет констатирует, что на сегодняшний день в России главной задачей климатического обслуживания является научное и информационно-аналитическое обеспечение адаптации экономики и населения страны, не только к текущему состоянию климатической системы, но и к ожидаемым его изменениям. [6]

В целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, предусматривающий разработку планов мероприятий по адаптации к изменению климата на трех уровнях: национальном, региональном и отраслевом. В плане отмечается, что принятие мер по адаптации к изменениям климата необходимо для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата. [7] В целях соотнесения отраслевых и региональных мер по адаптации климата этим же документом установлены сроки по разработке и утверждению отраслевых и региональных планов адаптации к изменениям климата.    Утверждение региональных планов должно быть реализовано путем издания актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Состав и порядок разработки отраслевых и региональных планов определён приказом Минэкономразвития России от 13 мая 2021 г. №267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата». [8]

Рекомендации Минэкономразвития России содержат единый подход к организации и проведению оценки климатических рисков и основываются на принципах:

  • стадийности и последовательности процесса оценки;
  • дифференцированного подхода с учетом природно-климатической, социально-экономической и технологической специфики различных секторов экономики и регионов;
  • комплексности оценки климатических рисков, предполагающей учет превентивной и посткризисной адаптации, а также адаптации к прямым и косвенным последствиям изменений климата для населения, окружающей среды, инфраструктуры и экономики;
  • гармонизации и интеграции оценки климатических рисков на территориальном и отраслевом уровнях;
  • мониторинга и прогнозирования уровня климатических рисков в региональном и отраслевом разрезах.

 Планы с оценкой климатических рисков, ранжированием мер по адаптации, разработаны для промышленного, топливно-энергетического, агропромышленного комплекса в области рыболовства, а также для сфер транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, природопользования, гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС, и адаптации климата в Арктической зоне Российской Федерации были разработаны к  июню 2022 года.

В разрезе регионов в установленный Правительством РФ срок региональные планы адаптации к изменениям климата были утверждены только в 42 субъектах РФ (47%). Большинство утвержденных планов не соответствовало рекомендованной Министерством экономического развития РФ структуре. При разработке зачастую субъектами не учитывались установленные подходы к оценке климатических рисков,   не были проработаны анализ климатических риской территорий и отраслей экономики. Как следствие без соответствующей аналитики мероприятия по адаптации к изменениям климата выглядят формально. [9]

К примеру, в некоторых случаях сами названия разделов у планов не соответствуют таковым в рекомендованной форме.  Особенностью плана по адаптации Белгородской области является совмещение в нём двух отдельных документов – собственно плана адаптации к изменению климата и плана по экологическому развитию, которые разрабатываются в соответствии с разными распоряжениями и должны быть разделены по разным документам. План по адаптации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры примечателен тем, что он был принят не отдельным распоряжением, но добавлен одним из подпунктов в постановлении регионального правительства «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие социально-экономического потенциала». Тем не менее, нельзя не отметить, что сам план входит в пятёрку наиболее выдающихся по степени проработанности и соответствию формату рекомендаций. План Забайкальского края выделяется из общего массива своим предварительно-учредительным характером. Он является в некотором роде «планом по разработке плана» и состоит практически из одних организационных задач по построению более подробного массива информации и определению рабочей группы, которой будет поручена работа по его систематизации.

 Заявлены к реализации климатические проекты нескольких крупных компаний, к числу которых относятся «Русал», «СУЭК», «Еврохим», «Уралхим» и других. Предприятиям необходимо учитывать, что климатическая повестка повлияет на цепочки поставок в сложных секторах, таких как производство цемента (лидеры по производству субъекты ЦФО, ПФО), стали (лидер по производству Челябинская область), химической отрасли, тяжелого машиностроения.

Правительство РФ утвердило национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата. Он рассчитан на период до 2025 г. и содержит 17 мероприятий, которые разделены на федеральный, отраслевой и региональный блоки. Они предусматривают организационное, правовое, научно-методическое и информационное обеспечение адаптационных мер. [10]

Предусмотрены совершенствование механизма страхования с учетом рисков стихийных бедствий, создание и внедрение новых технологических решений, направленных на изучение климата, формирование перечня лучших российских и международных практик по адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям, а также ежегодные мониторинг и оценка эффективности адаптационных мер.

Планируется составить перечень существующих и перспективных данных, получаемых с помощью космических аппаратов, а также создать ресурс со сценариями изменений климата на территории России. Он будет включать климатические характеристики и различные климатические сценарии для каждого региона. На его основе будет проведена оценка возможного экономического ущерба от климатических воздействий и составлен сводный перечень климатически уязвимых объектов.

В Арктике планируется провести мониторинг состояния и устойчивости грунтов в пределах населенных пунктов и производственных объектов и по его результатам подготовить предложения в области технического регулирования.

В целом, при разработке адаптационных планов необходимо спрогнозировать приоритеты развития своего региона, отрасли и рынков сбыта. Адаптационные планы и корпораций, и субъектов Федерации должны отвечать требованиям перехода российской экономики от макроэкономической политики финансовой стабильности к политике интенсивного развития на основе структурной модернизации экономики.

Планы регионов должны учитывать свои краткосрочные и среднесрочные задачи, а также федеральные цели. Необходимо использовать потенциал межрегионального взаимодействия, организовывать новые промышленные конгломерации. Климатические пояса, в которых находятся регионы, могут быть использованы как преимущество. Тем регионам, которые еще находятся в стадии формирования планов адаптации, можно рекомендовать запрашивать сведения у субъектов из ближайшего окружения, а также регионов, на которые могут быть переориентированы собственные предприятия. Им требуется опираться на перечень перспективных экономических специализаций субъекта, приведенный в Стратегии пространственного развития Российской Федерации

Отраслевые, региональные и корпоративные адаптационные планы должны в большей степени основываться на научных исследованиях в сфере климата. Для этого важно отслеживать результаты Федеральной научно-технической программы в области экологического развития на 2021–2030 годы.

Программа включает несколько блоков мероприятий: проведение научных исследований и разработок преимущественно на базе научных и научно-образовательных центров, создание и развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок, внедрение результатов исследований в практические проекты, а также организационное сопровождение реализации программы.

Прежде всего это мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата. В рамках этого блока будут созданы наукоёмкие технологические решения для получения достоверных данных мониторинга и моделирования окружающей среды и климата, а также прогнозирования их будущих состояний.

Во-вторых, смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат. В данном блоке планируется разработка комплекса методик и моделей, позволяющих сформировать систему оценки целесообразности и эффективности применения мер, направленных на смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат.

В-третьих, адаптация природных систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата. В данном направлении предстоит разработать решения, которые позволят сформировать систему оценки экологических и климатических рисков на территории России и прилегающих акваториях для обоснования и принятия необходимых мер по адаптации к изменениям климата с учётом региональной и отраслевой специфики.

Российская национальная климатическая повестка должна стать инструментом, прежде всего для сокращения межрегиональных социально-экономических диспропорций субъектов.

 

Литература

  1. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. Нью-Йорк,           09.05.1992  г. Интернет-ресурс: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
  2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации». Интернет-ресурс: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30311/page/2  
  3. Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Париж, 21-й сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата,12.12.2015 г.
  4. Постановлению Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения».
  5. Р.Эдельгериев. Россия против смешивания понятий климата и безопасности. Интернет-ресурс: https://ria.ru/20211228/edelgeriev-1765353758.html, 22.12.2022 г.
  6. Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2022.
  7. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. (Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 3183-р).
  8. Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 №267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата».
  9. В России завершена разработка отраслевых планов адаптации к изменениям климата.    Интернет-ресурс:  https://www.economy.gov.ru/material/ news/v_rossii_zavershena_razrabotka_otraslevyh_planov_adaptacii_k_izmeneniyam_klimata.html?ysclid=lp9uenp6vf180248521   
  10. Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2023 № 559-р «Об утверждении национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 г.». Интернет-ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /406426879/ ?ysclid=lp9vatkvwv599279007
  11. Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы (утв. постановлением Правительства РФ феврале 8.02.2022 №133).

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash /  Kyle Glenn 

 

Комментарии