Разработка стратегии адаптации к текущим и ожидаемым изменениям климата предусмотрена Климатической доктриной Российской Федерации и международными соглашениями в области изменений климата, прежде всего статьей 7 Парижского соглашения по реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, одобренного Российской Федерацией в ходе 21-й сессии Конференции сторон РКИК в декабре 2015 г.
Рис. 1: Концепция планирования адаптации Российской Федерации к изменениям климата
Концепция планирования адаптации Российской Федерации к изменениям климата определяет цели, задачи, уровни, принципы, этапы и приоритеты планирования, осуществления, контроля (мониторинга, отчетности и проверки) и анализа результатов, а также корректировки принятых мер адаптации в разрезе регионов и отраслей экономики (см. Рис. 1).
Концепция соответствует положениям Климатической доктрины Российской распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп и Указом Президента РФ от 26.10.2023 № 812.
Потребность в планировании адаптации Российской Федерации к изменениям климата в интересах устойчивого развития страны определяется также рядом других государственных решений и документов, таких как:
Комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 730-р;
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р;
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная совместным приказом Минпромторга России № 248 и Минсельхоза России от 31.10.2008 № 482;
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120;
Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 1458-р;
Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., утвержденный распоряжением правительства РФ от 25.12.2019 № 3183-р;
Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 №559-р.
В реализации национального плана адаптации к изменениям климата задействованы (см. Рис 2):
Рис 2: Реализация национального плана адаптации к изменениям климата
12 министерств (Минэкономразвития России, Минтранс России, Минэнерго России, Минстрой России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минприроды России, Минпромторг России, МЧС России, Минвостокразвития России, МИД России, Минобрнауки России);
7 федеральных ведомств (Роспотребнадзор, Росгидромет, Росстат, Росводресурсы, Росстандарт, Росрыболовство, Росрезерв);
высшие исполнительные органов государственной власти всех 89 субъектов Российской Федерации;
крупнейший в стране центр фундаментальных исследований - Российская Академия наук;
крупнейшее объединение представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России и за рубежом - Российский союз промышленников и предпринимателей;
главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны - Банк России;
Российский финансовый конгломерат, крупнейший универсальный банк России и Восточной Европы - ПАО «Сбер» и другие заинтересованные организации.
Фото на обложке: Unsplash / Johannes Plenio
Комментарии