Первый этап национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата до 2022 года ориентирован адаптацию экономики и населения к изменениям климата и включал в себя институциональные, организационные и методические мероприятия, направленные на формирование государственных подходов к адаптации к изменениям климата (см. Рис. 1).
План в последней редакции предусматривает 28 мероприятий экономического и социального характера, осуществляемые федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях уменьшения уязвимости населения России, экономики и природных объектов к последствиям изменений климата, а также использования благоприятных возможностей, обусловленных такими изменениями.
Рис. 1: Первый этап национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата до 2022 года.
Согласно распоряжению, федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, поручено утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата до 30 сентября 2021 г., а властям регионов рекомендовано организовать работу по адаптации к изменениям климата и утвердить соответствующие региональные планы до 31 декабря 2022 г.
В настоящее время разработано 10 оперативных и долгосрочных планов адаптации в транспортной отрасли, ТЭК, строительстве и ЖКХ, АПК и рыболовстве, природопользовании, здравоохранении, Арктической зоне, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, промышленного комплекса и внешней торговли, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с определением приоритетных мероприятий на основе оценки климатических рисков. Вместе с тем, анализ показывает, что при их разработке использованы разные подходы.
Они не создают впечатление об увязанных между собой государственных мерах, направленных на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений климата на территории России. При этом процессы планирования должны охватывать все уровни государственного управления и максимально учитывать имеющиеся природно-климатические и социально-экономические различия и особенности конкретных территорий (см. Рис. 2).
Рис. 2: Несоотвтетсвия в отраслевых планах адаптации к изменениям климата.
Все документы имеют разный срок действия:
у трех (Роспотребнадзор, Минприроды России, Минсельхоз России) из десяти отраслевых планов на сегодняшний день истек плановый период исполнения;
Минэнерго России – в 2023 г.;
Минстрой России, Минпромторг России, МЧС – в 2024 г.;
Минвостокразвития – в 2025 г.;
Минздрав России, Минтранс России – в 2030 г.
При этом, как следует из пункта 15 национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 №559-р) актуализация федеральных отраслевых планов адаптации к изменениям климата предусмотрена в І квартале 2025 года.
При утверждении большинства нормативно-правовых актов не проведена финансово-экономическая оценка потенциальных ущербов для отраслей в связи с прогнозируемыми изменениями климата. В разрезе регионов, в установленный Правительством РФ срок до 31 декабря 2022 г., региональные планы адаптации к изменениям климата были утверждены только в 42 субъектах РФ (47%) (см. Рис. 3).
Рис. 3: Степень готовности региональных планов по адаптации.
И по состоянию на текущую дату планы разработаны и приняты 66 регионами (74%), в то время как в 3-х субъектах (Луганская Народная Республика, Брянская и Тамбовская области) проект плана проходит необходимые согласования, в 6-ти - планы все еще находятся в стадии разработки, по остальным 14-ти субъектам – какая-либо информация о проводимой работе в данном направлении отсутствует.
В аутсайдерах сегодня (за исключением новых территорий) Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Тыва, Ингушетия, Пермский и Камчатский края, Амурская, Астраханская, Тверская, Смоленская, Тюменская область.
Стоит отметить, что из числа утвержденных планов по 18-ти субъектам (27,3%), они не размещены на открытых ресурсах.
При проведении анализа доступных региональных планов по адаптации климата следует отметить достойную проработку с должной детализацией мер по адаптации к климатическим рискам в планах ЯНАО, ХМАО-Югры, Хабаровского, Краснодарского краев, Сахалинской, Ростовской, Челябинской и Курганской областей.
Тем не менее, большинство утвержденных планов не соответствует рекомендованной Минэкономразвития России структуре. При разработке зачастую субъектами не учитывались установленные подходы к оценке климатических рисков (на основе данных Росгидромета за истекший временной период, превышающий 10 лет; временной период для климатических данных, рекомендованный Всемирной метеорологической организацией, составляет 30 лет), не проработаны анализ климатических рисков территорий и отраслей экономики. Как следствие без соответствующей аналитики мероприятия по адаптации к изменениям климата выглядят формально.
К примеру, в некоторых случаях сами названия разделов у планов не соответствуют таковым в рекомендованной форме. Особенностью плана по адаптации Белгородской области является совмещение в нём двух отдельных документов – собственно плана адаптации к изменению климата и плана по экологическому развитию, которые разрабатываются в соответствии с разными распоряжениями и должны быть разделены по разным документам. План Забайкальского края выделяется из общего массива своим предварительно-учредительным характером. Он является в некотором роде «планом по разработке плана» и состоит практически из одних организационных задач по построению более подробного массива информации и определению рабочей группы, которой будет поручена работа по его систематизации.
Справедливости ради, стоит отметить, что сегодня при разработке региональных планов у субъектов РФ вызывают определенные сложности:
недостаток компетенций в сфере оценки климатических рисков;
дефицит информации о результатах мониторинга и оценки климатических воздействий, уточнения прогнозов, мониторинга эффективности принятых мер адаптации и регулярной корректировки планов адаптации;
отсутствие статистики учета финансовых потерь населению, экономике и окружающей среде от физического влияния изменения климата на уровне субъектов хозяйственной деятельности, муниципальных и региональных образований и отраслей промышленности.
Тогда как без глубоких технологически (устойчиво функционирующей гидрометеосистемы и супер-компьютерных ресурсов) и кадрово оснащенных фундаментальных и прикладных исследований — надлежащей системы превентивной адаптации к изменениям климата не выстроить. При этом качество и результативность выполнения планов, включающих комплексную оценку рисков и возможностей, обусловленных изменениями климата, и систему направлений и конкретных мер адаптации, должны быть подкреплены необходимым ресурсным (финансовым, кадровым, информационным, организационным) обеспечением.
Фото на обложке: Unsplash / Johannes Plenio
Комментарии