Заявление Investor Agenda подписали 532 институциональных инвестора — это пенсионные и инвестиционные фонды, управляющие и инвестиционные компании, банки и финансовые группы с общим объемом активов под управлением в размере $39 трлн. Это практически все гиганты и крупные игроки финансового рынка США, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, и процесс сбора подписей еще продолжается.
Так чего же требуют финансовые лидеры? Если совсем кратко — то более амбициозной политики со стороны правительств по привлечению самих же инвесторов к решению климатических проблем. При этом титаны глобальной фининдустрии формулируют пять основных рекомендаций правительствам, которые, как следует из их заявления, позволят им активнее финансировать выход из климатического кризиса.
Итак, вот к чему крупнейшие инвесторы мира призывают правительства через инструмент публичного Заявления:
- Обеспечить, чтобы цели к 2030 году в их определяемых на национальном уровне вкладах соответствовали цели ограничения роста глобальной температуры до 1,5 °C.
- Внедрить внутреннюю политику в отношении реального сектора экономики и принять срочные меры для обеспечения того, чтобы выбросы парниковых газов к 2030 году соответствовали цели удержания роста глобальной температуры на уровне 1,5 °C.
- Способствовать сокращению выбросов парниковых газов, не связанных с двуокисью углерода, и поддерживать эффективную реализацию Глобального обязательства по метану для сокращения выбросов к 2030 году не менее чем на 30 процентов по сравнению с уровнями 2020 года.
- Увеличить предоставление климатического финансирования из государственного и частного секторов для смягчения последствий, адаптации и устойчивости к потеплению, уделяя особое внимание потребностям развивающихся стран.
- Расширить раскрытие информации о климате во всей финансовой системе.
Собственно, из пяти рекомендаций первые две — это «старая песня» про углекислый газ, никаких амбиций, новаций или дополнений в них нет. А вот следующие три пункта — это, судя по всему, новый активный фокус мировой климатической повестки. Нельзя сказать, чтобы составляющие этого фокуса раньше не прорабатывались и не учитывались: и метан как нездоровый парниковый газ, и финансирование адаптации к потеплению, и раскрытие информации о климатических рисках — эти три направления давно находятся в поле экспертных дискуссий, регуляторики (в разных странах в той или иной степени продвижения) и международных соглашений.
Но сейчас глобальные инвесторы предлагают обновленное содержание климатической повестки в комплексе, расширяя обязательства по сокращению выбросов СО2 дополнительными факторами и увязывая их вместе в новый пакет.
В актуальной российской климатической повестке три обозначенных направления — сокращение выбросов метана, адаптация к потеплению и раскрытие информации — выражены по-разному.
На прошлогодней международной конференции по климату СОР26, которая прошла в Глазго, порядка 110 стран подписали Глобальное соглашение по метану с обязательством снизить выбросы этого вредного газа на 30 процентов к 2030 году.
По данным Всемирного банка, секторы сельского хозяйства, энергетики и обращения с отходами в совокупности ответственны за 90–95% глобальных антропогенных выбросов метана. При этом на сельское хозяйство приходится ~ 41%, энергетику, включая добычу нефти и газа, транспортировку и добычу угля ~ 35%, на сектор очистки сточных вод и обращение с отходами ~ 20% выбросов, связанных с деятельностью человека.
Известно, что Россия как и Китай, одни из крупнейших эмитентов метана в мире, к Глобальному соглашению не присоединились. Однако... Метан входит в перечень парниковых газов, утвержденных Правительством РФ, он является одним из газов для пересчета в эквивалент СО2 для отчетности регулируемых организаций. То есть фактически метан подпадает под действие Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», а это значит, что корпоративные программы по сокращению выбросов метана в секторах, где он образуется, будут разрабатываться и реализовываться. Хотя в ближайшее время полноценной инвентаризации выбросов метана и программы по их сокращению в России, судя по всему, не предвидится.
Кстати, именно это планирует сделать Казахстан. В середине сентября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Казахстан подписали Меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым стороны также договорились о сотрудничестве по разработке Национальной программы инвентаризации и сокращения выбросов метана.
Что касается направления климатической адаптации, то оно в нашей стране хоть и формируется, но очевидно отстает от намеченных планов. К концу июля Правительство РФ утвердило 10 отраслевых планов адаптации, с определением приоритетных мероприятий на основе оценки климатических рисков. Речь, в частности, идет о транспорте, ТЭК, строительстве и ЖКХ, АПК и рыболовстве, природопользовании, здравоохранении и др. Из региональных планов к тому времени было утверждено только семь. Климатический план Москвы, который поможет повысить устойчивость города к климатическим изменениям и обеспечит достижение углеродной нейтральности, активно разрабатывается правительством столицы и включает в себя два ключевых направления — энергетику и транспорт. Электробусы, кстати, развиваются в столице, в том числе за счет средств, полученных от размещения осенью прошлого года первых субфедеральных зеленых облигаций. Объем выпуска составил 70 млрд руб. при переподписке пости в полтора раза.
Примечательно, что к задаче по разработке региональных планов по адаптации к изменениям климата с конца прошлого года активно подключилось Агентство стратегических инициатив. И при этом мероприятия второго этапа Национального плана адаптации до 2025 года должны быть представлены к утверждению Правительством к концу текущего года.
Третье направление в обновлениях климатического пакета глобальных инвесторов — раскрытие информации о климате и климатических рисках — будет развиваться в России, в основном, в инициативном порядке. На долгую-долгую паузу поставлено принятие федерального закона о нефинансовой отчетности, а меры по защите от санкционных рисков позволяют даже компаниям-лидерам ESG сворачивать былую активность в публичном поле. Дополнительно к этому, по недавнему заявлению главы Минэкономразвития Максима Решетникова, регулятор выступает за отсрочку введения обязательной верификации климатической отчетности.
Таким образом, в России обновленный пакет глобальной климатической повестки вряд ли будет поддерживаться на уровне госуправления.
Однако очевидно, что новый пакет требований инвесторов, изложенный в Заявлении Investor Agenda, не стоит игнорировать российским компаниям даже в условиях геополитического кризиса. Потому что участником новой климатической повестки является Азиатская группа инвесторов по изменению климата (AIGCC), которая объединяет свыше 60 крупнейших инвестиционных домов, работающих в азиатских странах. Дополнительно к частной инициативе, правительства и регулирующие органы стран Азиатского региона последовательно укрепляют нормативные и институциональные условия и рамки зеленого развития.
Все лишь один пример. 1 июня 2022 года Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC) выпустила новый набор экологических рекомендаций. В них излагаются четкие подробные требования к банкам и страховым компаниям по выявлению, мониторингу, предотвращению и контролю экологических, социальных и управленческих рисков (ESG). При этом рекомендации регулятора не ограничиваются операциями в Китае.
Словом, мощно разворачиваясь на Восток, российской экономике нужно быть готовой к встрече с азиатскими реалиями, в которых укрепляются и развиваются при поддержке государства стратегии, инструменты и механизмы устойчивого развития с учетом климатических изменений и факторов ESG.
Комментарии