Наилучшие доступные технология для Москвы: оценка потенциала снижения негативного воздействия на атмосферный воздух города

Mospriroda

Одной из самых актуальных задач российской промышленной политики является стимулирование рационального и эффективного использования материальных, финансовых и природных ресурсов и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Акцентирование внимания промышленности на необходимости рационального природопользования и снижения степени антропогенного воздействия на окружающую среду прослеживается во всех стратегических документах Российской Федерации. При этом, как для представителей промышленности, так и для природоохранных органов, очевидна необходимость соблюдения разумного баланса между экологичностью производства, финансовыми возможностями предприятия и общей экономической ситуацией в стране.

Переход российской промышленности на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) предполагает модернизацию технологических процессов и по сути является одним из наиболее перспективных инструментов для достижения стратегических целей по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Перечень мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий включает в себя разработку технологических показателей, характеризующих переход на принципы наилучших доступных технологий и наилучших экологических мировых практик.

В рамках научно-исследовательской работы по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы учеными и специалистами НИУ «МЭИ» проведена оценка потенциала снижения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) города Москвы, как при внедрении наилучших доступных технологий, так наилучших мировых экологических практик.

На 01.12.2022 года на территории города Москвы стоят на учете 44 объекта I категории НВОС, 1466 объекта II категории, 5669 объектов III категории и 2408 объектов IV категории. Динамика изменения структуры объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по категориям за период 2018–2022 гг. приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение предприятий города Москвы в течение 2018–2022 гг. в зависимости от категории НВОС

Анализ структуры валовых выбросов загрязняющих веществ предприятиями города Москвы по категориям НВОС показал во многом предсказуемое распределение, а именно то, что 62% составляет вклад объектов I категории, 22% — II категории, 15% — III категории, менее 1% — IV категории. Следовательно, основные резервы для снижения выбросов существуют именно у предприятий I и II категории.

Причем, значение имеет не только категория НВОС, но и отраслевая принадлежность предприятия. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Москвы промышленными предприятиями вносят энергетические предприятия (I категории — 72% от всего объема выбросов предприятий данного раздела ОКВЭД), II и III категории — 23% и 5% соответственно), обрабатывающие производства (I категории — 64%, II категории — 17 %, III категории — 19%).

Рис. 2. Распределение выбросов загрязняющих веществ предприятиями I-IV категории НВОС города Москвы

При переходе предприятий города Москвы на НДТ и наилучшие мировые практики могут быть значительно снижены выбросы таких маркерных веществ, как:

  • оксиды азота (NOx);
  • диоксид серы (SO2);
  • оксид углерода (СО).

Наибольший выброс загрязняющих веществ соответствует следующим административным округам, согласно рисунку 3: ЗАО — 34 тыс. т/год, ЮВАО — 30 тыс. т/год САО — 19 тыс. т/год.

Рис. 3. Распределение суммарных валовых выбросов загрязняющих веществ от предприятий I-IV категории НВОС в разрезе административных округов с указанием доли маркерных загрязняющих веществ

Карта распределения суммарных валовых выбросов по отдельным районам города Москвы приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Распределение суммарных выбросов загрязняющих веществ в рамках районных муниципальных образований, т/год (2021 год)

Детализированный анализ по наиболее загрязненным районам Москвы позволил оценить следующие количественные оценки выбросов и потенциально предотвратимый в случае перехода на НДТ и наилучшие экологические мировые практики экологический ущерб:

  • Капотня — суммарный выброс — 21 тыс. т/год, экологический ущерб — 250 млн руб.;
  • Очаково-Матвеевское — суммарный выброс — 20 тыс. т/год, экологический ущерб — 290 млн руб.;
  • Дмитровский — суммарный выброс — 17 тыс. т/год, экологический ущерб — 230 млн руб.;
  • Бирюлево Западное — суммарный выброс — 11,5 тыс. т/год, экологический ущерб — 150 млн руб.;
  • Дорогомилово — суммарный выброс — 7 тыс. т/год, экологический ущерб — 80 млн руб.

Очевидно, что модернизация производства предполагает значительные затраты для предприятий. Экспертная оценка, проведенная в рамках научно-исследовательской работы НИУ «МЭИ», показывает, что для достижения эффекта снижения загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками на 15–20 % необходимо финансирование порядка 1,5–2 млрд. рублей. Однако, чистый экономический эффект от уменьшения загрязнения окружающей среды и соответствующего снижения заболеваемости населения в этом случае за 15 лет может достигнуть величины, соизмеримой этим затратам.

Таким образом, в настоящее время абсолютно реальны перспективы снижения негативного воздействия на окружающую среду от стационарных источников города Москвы на 15–25% при условии перехода на наилучшие доступные технологии и наилучшие мировые экологические практики предприятий I категории и наиболее крупных предприятий-загрязнителей II категории. Важным аспектом для реализации такого перехода является наличие мер государственной поддержки.

Анкетирование предприятий города Москвы показывает, что в настоящее время экономические рычаги господдержки не могут полноценно использоваться для стимулирования перехода на НДТ. К наиболее эффективным мерам государственного стимулирования респондентами были отнесены:

  • ускоренная амортизация;
  • предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение НДТ и реализацию иных мер по снижению НВОС.

Однако, по мнению анкетируемых, для интенсификации процесса перехода на НДТ необходимы такие дополнительные меры, как:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • совершенствование механизма выплаты купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ;
  • выработка дополнительных мер поддержки для производителей природоохранного оборудования.

Подводя итог, в настоящее время, несмотря на внешние воздействия и достаточно сложную экономическую ситуацию, на государственном уровне реализуются меры, направленные на снижение загрязнения окружающей среды и повышения качества жизни населения. И замедлить этот процесс нельзя, потому что во многом от него зависит численность и состояние здоровья трудоспособного населения страны.

Внедрение наилучших доступных технологий — инструмент, позволяющий обеспечить эффективность производства и снижение негативного воздействия на десятилетия. Но для его эффективного использования важно понимать, что цель и у государства, и у собственников предприятия одна — сохранить и трудовые, и природные ресурсы, обеспечивающие устойчивый экономический рост и развитие нашей страны. Именно поэтому, несмотря на то, что основной вклад в загрязнения атмосферного воздуха в таких крупных мегаполисах, как Москва, вносит транспорт, целесообразно дополнительное стимулирование повышения энергоэффективности и экологичности предприятий.

Фото на обложке: lapandr / iStock

Комментарии