30.11.2022

    Модели экологического образования

    Mospriroda

    К реализации экологического образования сформировалось несколько подходов (среди них три традиционные модели).

    1. Предметный (однопредметная модель): экология как самостоятельный предмет. Для её реализации рекомендуется использовать УМК «Экология» (Аргунова М.В., Моргун Д.В, Плюснина Т.А. «Экология» 10–11 кл.; Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. «Экология» 10 и 11 кл.; Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. «Экология» 10–11 кл.; Чернова Н.М., Галушин В.М., Жигарев И.А., Константинов В.М.; под редакцией Жигарева И.А. «Экология» 10–11 кл.). Они одобрены приказом Минпросвещения России (приказ № 858 от 21 сентября 2022 года) и включены в федеральный перечень учебников (предельный срок использования учебников до 31 августа 2024 г.).
    2. Многопредметный (многопредмедная модель): предполагает глубокую экологизацию содержания традиционных предметов в логике построения традиционных учебных предметов как естественнонаучного, так и социо-гуманитарного циклов. Основы экологических знаний интегрируются в различные предметные курсы (география, биология, физика, химия, обществознание и другие).
    3. Смешанная модель: содержание экологических знаний вводится с учётом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегративных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения. Чаще всего используется комбинаторный вариант использования указанных моделей: экологическая составляющая может осуществляться как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности; как в рамках формального (обязательного), так и неформального («по интересам») образования; как в рамках учебного плана школьного образования, так и программ дополнительного экологического образования. Сегодня более востребованной и актуальной является инновационная четвёртая модель, которая активно развивается и используется образовательными организациями.
    4. Модель «зелёной» школы, «зелёной» организации: обобщённый образ экологически-ориентированной образовательной организации, в которой создана мотивирующая, развивающая эколого-образовательная среда для формирования экологической культуры и экологически ответственного поведения. Экологическими индикаторами образовательной организации выступают следующие показатели:
    5. Эколого-образовательная среда и её использование (экологические кабинеты, лаборатории для проектной и исследовательской деятельности, естественнонаучные музеи, уголки природы, экологические тропы, классы на открытом воздухе, фитомодули, сенсорные комнаты, метеоплощадки, теплицы и др.).
    6. Практическая эколого-ориентированная деятельность школы (связь общей стратегии развития школы с минимизацией количества отходов, сбором материалов для вторичного использования; экономия ресурсов, экологичность оборудования и материалов, раздельный сбор отходов, исследования по экологическим и ресурсосберегающим направлениям, направленным на улучшение местной экологической обстановки; социально-значимые экологические проекты, использование экологически сертифицированных материалов и др.).
    7. Формирование эколого-образовательной системы (представленность идей УР и ЭОУР в программе развития организации, учебном плане, образовательных и просветительских программах, воспитательной работе, взаимодействие с организациями по данной тематике, социальное партнёрство в решении экологических проблем, экологическая ориентация воспитательных мероприятий, социально-экологические акции).
    8. Система управления в образовательном учреждении (организация деятельности школьного совета по ЭОУР, обучение педколлектива идеям образования для устойчивого развития (ОУР), участие в местном самоуправлении, вовлечение в процесс принятия решений, просветительская деятельность школы в области устойчивого развития в жизни района и города и т.д.).
    9. Результативность эколого-образовательной деятельности (результаты работы учащихся в проектной и исследовательской деятельности, достижения на экологических конкурсных мероприятиях, участие в экологических экспедициях и лагерях, повышение квалификации работников в области ОУР и ЭОУР, участие в экспертных сообществах и т.д.).

    На основании предложенных экологических индикаторов образовательные организации могут определить этап своего развития: организационный, деятельностный или творческий, а также наметить пути дальнейшего развития.

    Фото на обложке: Минпросвещения России

    Комментарии