В декабре 2023 года завершила работу 28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (далее – КС-28) в Дубае. Никаких прорывов на КС-29 не ожидалось и не планировалось. Она должна была в плановом порядке решить три вопроса: подвести итоги выполнения Парижского соглашения (ПС), сформулировать глобальную цель по адаптации к изменению климата и запустить финансовый механизм по «потерям и ущербу» (Loss and Damage Financial Facility).
Решение о том, чтобы в 2023 году подвести первые итоги выполнения ПС, было принято еще в 2015 году. Накануне конференции были опубликованы документы, содержащие детальную оценку положения дел с выбросами, адаптацией и финансами. На их основе требовалось принять документ, побуждающий страны к более активным действиям, и он был принят.
В нем впервые представлено «меню» действий по сокращению выбросов парниковых газов, которые могут лечь в основу новых национальных целей и вкладов в смягчение глобального изменения климата на период до 2035 год. Напомним, что все страны обязаны разработать и подать в Секретариат РКИК соответствующие документы не позднее 2025 года.
Упомянутое «меню» включает в себя такие меры, как:
-
троекратное увеличение к 2030 году энергетических мощностей на основе ВИЭ по всему миру (возможности достижения данной цели рассмотрены в отчете Международного энергетического агентства);
-
двукратное увеличение темпов роста энергоэффективности и снижения энергоемкости;
-
ускорение ухода от энергетического сжигания угля без улавливания СО2 (unabated coal power);
-
ускоренная декарбонизация энергетики и достижение ее углеродной нейтральности не позднее середины века;
-
последовательный, согласованный и упорядоченный уход от ископаемого топлива (transition away from fossil fuels) с упором на принятие неотложных мер уже в текущем десятилетии (т.е. до 2030 года), поскольку это является важным условием достижения углеродной нейтральности (net zero) к 2050 году;
-
расширение использования безуглеродных и низкоуглеродных технологий, включая ВИЭ, АЭС, технологии улавливания, переработки и(или) захоронения СО2 (CCUS), прямое удаление СО2 из атмосферы, особенно в секторах с трудно устранимыми выбросами СО2, применение низкоуглеродного водорода;
-
ускоренное сокращение к 2030 году выбросов в атмосферу метана и других парниковых газов, помимо СО2;
-
ускоренное сокращения выбросов СО2 от автомобильного транспорта за счет перехода на безэмиссионные и малоэмиссионные транспортные средства и развития соответствующей инфраструктуры;
-
скорейший отказ от субсидирования ископаемого топлива везде, где такие субсидии не отвечают задачам борьбы с энергетической бедностью и препятствуют справедливому переходу к низкоуглеродной экономике.
Кроме того, в итоговом документе КС-28 указано на положительную роль, которую могут сыграть переходные топлива в трансформации энергетики и обеспечении энергетической безопасности. Однако конкретные виды переходного топлива в документе не названы.
По оценке МЭА, наиболее оптимистичный сценарий дает рост энергетических мощностей на ВИЭ к 2030 года не в 3 раза, а в 2,5 раза. Но эта оценка учитывает мощности действующих ГЭС, которые действительно затруднительно утроить. А если брать в расчет только новые виды ВИЭ (солнце, ветер, т.д.), то нарастить в 3 раза энергетические мощности в этой части вполне возможно и большой проблемой не является. Удвоение к 2030 году темпов роста энергоэффективности тоже не является неразрешимой задачей, если под эффективностью понимать не только эффективность генерации энергии, но и эффективность использования выработанной энергии потребителями, в том числе за счет снижения потерь.
Что касается финансов, то главным достижением в этой сфере стало решение заслушать на следующем КС-29 отчеты развитых стран о выполнении ранее взятого ими обязательства удвоить в 2019-2025 гг. финансовую поддержку мер по адаптации к изменению климату в наиболее уязвимых развивающихся странах.
Решение принять не позднее 2023 года глобальную цель по адаптации к изменению климата также было принято в Париже в 2015 г. Итогом обсуждения этого вопроса на КС-28 стал специальный документ –The UAE Framework for Global Climate Resilience, в котором прописаны принципы и приоритеты действий по адаптации, а также план действий по рабочей программе на ближайшие два года. Главный приоритет – «люди и природа», основной инструмент – реализация национальных планов адаптации.
О потерях и ущербе от изменения климата говорят обычно тогда, когда адаптироваться к изменению нет практической возможности или уже слишком поздно. Это может быть связано с повышением уровня моря и затоплением островов, сокращением ледников, опустыниванием и т.п. Для оказания помощи странам, оказавшимся в такой ситуации, создан специальный финансовый механизм – по сути, фонд (Loss and Damage Financial Facility), куда развитые и, при желании, развивающиеся страны могут вносить денежные вклады. После года напряженных переговоров о том, кто и как будет управлять этим фондом, на КС-28 приняли решение, что первые четыре года управлять фондом будет Всемирный банк, при этом доступ к средствам будут иметь все уязвимые развивающиеся страны. Первые 800 млн. долларов поступили в этот фонд непосредственно в ходе КС-28, что позволяет начать работу фонда незамедлительно. Важно отметить, что фонд не будет компенсировать потери пострадавших стран, а будет только помогать им выходить из сложных ситуаций.
Остальные вопросы, включенные в повестку дня КС-28, не получили решения. В частности, не удалось договориться о применении рыночных механизмов сокращения выбросов парниковых газов в рамках ст. 6.2 и 6.4 Парижского соглашения. Точкой преткновения стали прозрачность транзакций и национальных реестров, а также приемлемость для этих целей проектов, направленных на предотвращение выбросов парниковых газов и на улучшение природоохранной деятельности. Ряд стран и общественных организаций выступают против оформления результатов природно-ориентированных проектов в виде углеродных единиц, которые можно продавать (передавать) странам и компаниям-эмитентам и использовать для погашения (компенсации) их выбросов. Особое сопротивление вызывают проекты по недопущению вырубки и деградации лесов и другие аналогичные проекты, направленные на сохранение природных экосистем, тогда как проекты по увеличению запасов углерода через посадку новых лесов (облесение) или заболачивание (реставрацию болот) вопросов не вызывают.
Есть сложности и с нерыночными инструментами снижения выбросов по ст. 6.8 Парижского соглашения. Ряд развивающихся стран отказываются рассматривать налоги на «углерод» и платежи за выбросы в качестве мер международного сотрудничества. Многие страны, в том числе крупнейшие развивающиеся страны, выступают против принятия глобальных целей по сокращению выбросов парниковых газов на уровне секторов экономики, а без них компании не готовы поддерживать амбициозные национальные цели по сокращению выбросов, опасаясь потерять долю на рынке из-за несправедливой конкуренции.
В то же время саммит в Дубае ознаменовался принятием ряда деклараций и инициатив, прежде всего, направленных на поддержку наиболее слабых и уязвимых стран в таких вопросах, как устойчивое развитие сельского хозяйства и обеспечение продуктами питания (UAE Declaration on Sustainable Agriculture, Resilient Food Systems and Climate Action), и охрана здоровья (Declaration on Climate and Health). Инициативу по устойчивому сельскому хозяйству и продовольствию поддержали в общей сложности более 200 фондов и компаний. В сфере охраны здоровья удалось заручиться поддержкой ВОЗ, Зеленого климатического фонда и еще более 35 организаций, подписавших соответствующие руководящие принципы.
Всего на полях КС-28 было заявлено более десятка различных климатических инициатив и деклараций. Во большинстве из них Россия не участвует (см. таблицу ниже).
Табл. 1. Участие России в новых климатических инициативах, заявленных в ходе КС-28
№ |
Инициативы и декларации |
Число |
Участие России |
1 |
COP28 UAE Declaration on Sustainable Agriculture, Resilient Food Systems, and Climate Action |
159 стран |
Участвует |
2 |
COP28 UAE Declaration on Climate and Health |
143 страны |
Не участвует |
3 |
Global Renewables and Energy Efficiency Pledge |
123 страны |
Не участвует |
4 |
COP28 Declaration on Climate, Relief, Recovery and Peace |
83 страны |
Не участвует |
5 |
Coalition for High Ambition Multilevel Partnerships (Champ) for Climate Action |
71 страна |
Не участвует |
6 |
COP28 Gender-Responsive Just Transitions and Climate Action Partnership |
68 стран |
Не участвует |
7 |
Global Cooling Pledge for COP28 |
61 страна |
Не участвует |
8 |
COP28 Declaration of Intent on Mutual Recognition of Certification Schemes for Hydrogen and Hydrogen Derivatives |
37 стран |
Не участвует |
9 |
Declaration to Triple Nuclear Energy Capacity by 2050 |
22 страны |
Не участвует |
10 |
COP28 Joint Statement on Climate, Nature and People |
18 стран |
Не участвует |
11 |
UAE Leaders’ Declaration on a Global Climate Finance Framework |
13 стран |
Не участвует |
12 |
COP28 Net-Zero Transition Charter: Accountability Mobilization for the Private Sector |
Инициировано председателем |
Не участвует |
13 |
COP28 UAE Oil & Gas Decarbonization Charter |
50 нефтегазовых компаний |
ОАО ЛУКОЙЛ |
14 |
Zero Emission Port Alliance |
2 компании |
Не участвует |
В целом, можно констатировать, что программу «минимум» КС-28 выполнила. Большинство участников отзываются о результатах форума положительно. Положительную оценку форуму дали и все три официальных бюллетеня конференций РКИК. Earth Negotiation Bulletin был особенно комплементарен, у Third World Network более критический взгляд на действия развитых стран. Издание ECO Newsletter, издаваемое сетью общественных организаций Climate Action Network (CAN), приводит критические и даже иронические высказывания о результатах КС-28, но и у него позитив преобладает.
Сделан важный шаг вперед как в направлении смягчения климатических изменений через достижение углеродной нейтральности во второй половине века, так и в направлении адаптации к изменениям климата. Достаточно ли принятых до сих пор международных мер для того, чтобы удержать глобальное потепление в пределах 20С? Очевидно, нет. Текущая траектория ведет к потеплению климата к концу века на 2,5-30С со всеми вытекающими неблагоприятными явлениями, включая более частые и более сильные экстремальные явления (ураганы, тропические циклоны, волны жары и т.д.). Но это намного лучше, чем могло бы быть, если бы никаких мер не было принято вообще.
Следующая конференция сторон РКИК – КС-29 – состоится в ноябре текущего года в Баку, а местом проведения КС-30 в конце 2025 года выбрана Бразилии. Главным вопросом на КС-29 будет принятие финансовой цели Парижского соглашения, а на КС-30 планируется принять решения о финансировании мер, направленных на сохранение природных экосистем в контексте поглощения и удержания атмосферного углерода. Подготовка к обоим форумам уже началась. Азербайджан назначил председателя и сформировал рабочую группу из нескольких десятков человек, в основном, представителей различных государственных органов. Бразилия анонсировала создание «тройки» (ОАЭ, Азербайджан и Бразилия), подчеркивая преемственность повестки всех трех климатических форумов и следование единым подходам, основанным на выводах и рекомендациях климатической науки.
Фото на обложке: Unsplash / ZQ Lee
Комментарии