Климатические риски и вызовы: с чем сталкиваются города и регионы

Главред

Каждому по плану адаптации

В шестом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что рост глобальной температуры приобретает стремительный масштаб и может достигнуть плюс 4℃ относительно доиндустриального уровня. Недавно вышел третий оценочный доклад Росгидромета, который показывает, что климат в России еще сильнее подвержен изменениям. 

Наблюдается рост количества осадков по всей территории страны зимой и во многих регионах — летом. Кроме того, сокращается многолетняя мерзлота, усиливается заболачивание, возрастают риски торфяных пожаров, учащаются экстремальные паводки и маловодия. Есть неутешительный прогноз, что к 2030 году произойдет рост смертности именно из-за природно-климатических изменений. Очевидно, что без планов адаптации сегодня не обойтись как регионам, так и отдельным отраслям.

В России утверждено 10 таких отраслевых планов. Например, план Минздрава был утвержден в 2020 году. Среди климатических рисков, опасных для здоровья, ведомство выделяет повышение травматизма и смертности из-за экстремальных погодных явлений, ухудшение продуктивности сельского хозяйства из-за засух, рост инфекционных заболеваний из-за снижения качества питьевой воды, а также риск распространения на север опасных насекомых — переносчиков болезней (энцефалитные клещи и малярийные комары). Именно на борьбу с этими рисками направляет свои силы Минздрав.

План Роспотребнадзора отвечает за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и состоит из 8 мероприятий, которые призваны его обеспечить. 

Минприроды России действует согласно плану адаптации в сфере природопользования. У ведомства на контроле 7 мероприятий: 3 по оптимизации работ в части адаптации и 4 по информационному научному обеспечению. 

Кроме того, свои планы по адаптации к климатическим рискам есть у Минсельхоза, Минстроя, Минпромторга, Минтранса, Минэнерго, Минвостока и МЧС.

В соответствии с 1 этапом национального плана по адаптации к климатическим изменениям регионы страны должны были разработать и утвердить меры, направленные на снижение уязвимости к климатическим изменениям. Работа будет продолжена в рамках 2 этапа, определившего набор ключевых мер до 2025 года.  

Снижаем влияние на климат. Как действовать регионам

В Российской Федерации на ежегодной основе составляется и верифицируется кадастр выбросов парниковых газов. Основная его задача - отслеживать прогресс страны в достижении поставленной Президентом России цели - баланса углерода в 2060 году. 

С изменениями климата стараются бороться и регионы, однако на региональном уровне есть целый ряд проблемных вопросов. Соответствующую аналитику Фонда «Центр стратегических разработок» Одна из сложностей состоит в том, чтобы оценить, как именно регион может воздействовать на снижение выбросов, если значительная часть мер — федеральные.

Вторая проблема заключается в том, что за существенная часть выбросов в регионах приходится на долю крупных федеральных компаний, которые сами решают, на какой из своих производственных площадок и в каком регионе они будут реализовывать экологические мероприятия. В этом смысле региону довольно сложно договориться с компаниями, что какие-либо климатические проекты будут размещаться непосредственно у них на территории.

Как может выглядеть региональная климатическая политика в таком случае? По мнению вице-президента ЦСР Татьяны Радченко существует несколько опций. Во-первых, это возможность присоединиться к эксперименту (Сахалинский эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов). Регион может определить цель по достижению сокращения выбросов или углеродной нейтральности, либо по вкладу региона в достижение национальной цели, предусмотренной стратегий низкоуглеродного развития. Частью этого плана может стать квотирование выбросов.

Во-вторых, можно принять региональный план реализации стратегии низкоуглеродного развития либо климатического плана, либо, как делает часть регионов, предусмотреть в стратегиях социально-экономического развития отдельные разделы, посвященные декарбонизации региона. 

В-третьих, сегодня есть возможность утвердить отраслевые программы, в рамках которых определяются цели по снижению выбросов в отдельных секторах. 

Также у регионов есть полномочия по введению отдельных ограничений. Например, это могут быть запреты на захоронение органических отходов, которые явно сопровождаются выбросами парниковых газов. Пока такие меры у нас в стране не популярны, так как они достаточно жесткие. В зарубежном же опыте это весьма распространенная практика. 

Среди общих мер регионам доступны и такие программы повышения энергоэффективности, как возможность заимствования средства на рынке через зеленые облигации и распределение полученных денег на отдельные экологические проекты.

Стать частью эксперимента и экономически выиграть

В России официально работает реестр углеродных единиц. По данным генерального директора АО «Контур» Оксаны Гогунской (оператор реестра углеродных единиц), по состоянию на 24.11.2023 в реестре зарегистрировано 8 климатических проектов, реализуемых в частности на Дальнем Востоке, в Татарстане, Пермском крае и Тульской области. Один из последних зарегистрированных проектов покрывает несколько регионов и обещает до 2029 года реализовать 50 млн углеродных единиц.

Реестр углеродных единиц - добровольная система, в отличие от эксперимента по квотированию, который сейчас проходит на территории Сахалинской области (он присоединится к реестру в 2025 году, см. ниже). В 2028 году он будет окончен и Минэкономразвития с большой долей вероятности может распространить его и на другие регионы страны. 

«С 2025 года мы ожидаем новый вид единиц — единиц выполнения квот — это те излишки, которые будут образовываться у компании, если они будут перевыполнять квоту, установленную для них. То есть, по сути сокращения будут больше, чем установлено. Государство позволяет это превращать в товар и, соответственно, продавать тем организациям, которые в силу своей технологической особенности не могут снизить выбросы до установленной квоты», — рассказала Гогунская.

Пока рынок торговли углеродными единицами в России исключительно внутренний. Однако потенциал и перспективы международного сотрудничества есть, так как многие страны сегодня создают аналогичные инструменты. 

 

Строительство с поправкой на климат

Инфраструктура города и его застройка тоже могут стать подспорьем в борьбе с климатическими изменениями в любом регионе. Так, с учетом адаптационных мер и новой Климатической доктрины России, в Москве уже реализуется часть мер, заявляет начальник отдела управления научно-технического обеспечения развития строительной отрасли Департамента градостроительной политики Москвы Светлана Марченкова.

Во-первых, это развитие и актуализация нормативно-технической базы по проектированию строительства объектов с учетом актуальных региональных климатических данных. 

Во-вторых, это обеспечение высоких требований по энергетической эффективности жилых домов. Так, нормативное удельное значение энергопотребления при проектировании в строительстве многоквартирных домов по программе реновации составляет 160 кВт/час на кв. метр в год, включая энергопотребление на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды. Данное значение соответствует классу энергоэффективности B — это высокий класс энергоэффективности — и составляет примерно 60% от фактического энергопотребления старого пятиэтажного фонда.

 

Результатов помогает достичь повышение уровня теплозащиты наружных стен, крыш, чердачных перекрытий, окон, балконных дверей, а также теплоизоляция внутридомовых инженерных систем, установка общедомовых и квартирных приборов учета потребления энергии, автоматических счетчиков расхода горячей и холодной воды, частотное регулирование приводов-насосов в циркуляционном трубопроводе системы горячего водоснабжения, использование приточно-вытяжных устройств с рекуперацией теплоты вытяжного воздуха, установка высокоскоростных энергосберегающих лифтов, индивидуальных тепловых пунктов и нагревательных приборов и ряд других мер. 

Кроме того, при вводе многоквартирных домов в эксплуатацию на основании проектной документации, Мосгосстройнадзором определяется их класс энергоэффективности. Нужно отметить, что в Москве с 2020 года по настоящее время высочайший класс энергоэффективности А, А+ А2 + присвоен более 240 многоквартирным жилым домам. 

 

Также ведется разработка методических рекомендаций по адаптации к климатическим изменениям внутренних инженерных систем многоквартирных домов, которые строятся сейчас в условиях санкционных ограничений в рамках программы реновации и с учетом повышенной этажности.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Alexander Smagin

Комментарии