По данным ООН, города потребляют 78% мирового объема энергии и производят около 60% выбросов парниковых газов, ускоряющих изменение климата. Самый сильный удар по экологии наносят крупные регионы с развитой экономикой. Но настало время перемен: мегаполисы начали превращаться из «горячих точек глобального потепления» в «зеленые города будущего».

Мегаполисы и планета

В ХХI веке, когда человечество оказалось на пороге климатической катастрофы, забота об окружающей среде стала главным индикатором развития. Раньше инвесторы оценивали города по количеству предприятий, а теперь они обращают внимание на качество воды и воздуха, площадь зеленых зон, уровень шумового загрязнения. Появился рейтинг «Индекс городского процветания», созданный ООН. В нем регионы оценивают по таким категориям, как «Качество жизни», «Экологическая устойчивость», «Равенство и социальная инклюзия».

При этом основными «обогревателями планеты» признаются «грязные» мегаполисы старого, индустриального типа. Сотрудники Технологического университета Тронхейма Норвегии составили антирейтинг городов, которые сильнее всего ускоряют глобальное потепление. Его первую строчку занял Сеул, столица Южной Кореи. Вторую и третью — Гуанчжоу (Китай) и Нью-Йорк (США).

Глобальная трансформация

Москва поддерживает политику устойчивого развития и активно участвует в решении экологических проблем. Несмотря на стабильный прирост населения, город с каждым годом становится зеленее и чище. Многие решения, впервые внедренные в российской столице, становятся примером для мировых мегаполисов.

Легкое дыхание

За последнее десятилетие уровень загрязнения воздуха в столице снизился в 10 раз, а объем выбросов парниковых газов уменьшился на 60%. Кроме того, концентрация взвешенных частиц PM10 сократилась на 24% по сравнению с показателями 2014 года, а PM2,5 — на 27%.

Микрочастицы PM10 и PM2,5 — это мельчайшие кусочки сажи и автомобильных покрышек с примесями осевших на них токсичных веществ, соединения солей и тяжелых металлов, аллергены и микроорганизмы. Они попадают в дыхательные пути и накапливаются в организме, приводя к серьезным проблемам со здоровьем. Так, с PM2,5 связано 3% смертей от патологий сердечно-сосудистой системы и 5% — от рака легких.

По данным отчета IQAir за 2022 год, концентрация загрязняющих веществ в воздухе Москвы ниже, чем в Токио, Берлине, Варшаве, Мехико, Пекине, Нью-Йорке, Дубае, Сингапуре и многих других мегаполисах мира. По этому показателю Москва сравнялась с Парижем. В городе стало легче дышать благодаря многочисленным мерам, предпринимаемым для улучшения экологической ситуации, — реконструкции промышленных предприятий, развитию общественного транспорта, озеленению улиц, модернизации очистных сооружений, увеличению числа машин, работающих на электричестве и водородном топливе.

Фото: Halfpoint / iStock

Интересен опыт Лондона, который долгое время задыхался от смога. С 2010 года власти Великобритании выделили 880 миллионов фунтов стерлингов (более $1 миллиарда) для борьбы с высоким уровнем диоксида азота и более 42 миллионов фунтов стерлингов ($49,5 миллиона) на другие проекты, направленные на очищение атмосферы. Среди них доставка грузов в Лондон по реке и с помощью электротранспорта, а также введение «налога на пробки» — платы за въезд в центр города в часы пик. В итоге Лондон стал городом велосипедов — даже в престижных районах можно увидеть бизнесменов и дипломатов, которые непринужденно крутят педали, а воздух существенно улучшился, хотя его качество далеко от идеала.

Транспорт будущего

В Москве с каждым годом становится больше автотранспорта. Так, в период с 2010-го по 2021 год парк автомобилей Москвы и Подмосковья вырос на 3 миллиона, а всего в регионе зарегистрировано более 8,4 миллиона машин. При этом, несмотря на рост автопарка, по сравнению с 2010 годом объем автомобильных выбросов уменьшился на 21,8%. Кроме того, концентрация диоксида серы в выхлопных газах снизилась в 1,3 раза, а мелких взвешенных частиц — в 1,8 раза. Это произошло неслучайно — Москва стала первым российским регионом, запретившим продажу топлива, класс которого ниже Евро-5.

Также, чтобы уменьшить влияние транспорта на загрязнение атмосферы, власти столицы переводят автобусы на электротягу — уже сейчас по московским дорогам курсируют около 900 электробусов. А еще в столице проводятся испытания первого в России автобуса на водородном топливе. Его получают из воды, которую с помощью электричества расщепляют на водород и кислород. Преимущество этого вида транспорта перед электробусами — увеличенный в три раза пробег. Испытания, предположительно, завершатся к 2023 году. В планах — установка заправочных станций и серийное производство водоробусов.

Фото: пресс-служба Мэра и правительства Москвы

Зарубежный опыт показывает — у транспорта на водородном топливе есть будущее. В Европе количество автомобилей на водороде уже достигло нескольких сотен, и, как только будет готова вся необходимая инфраструктура, они начнут активно вытеснять привычный транспорт, загрязняющий воздух выхлопными газами. По прогнозу аналитической компании ReThink, к 2040 году по дорогам ЕС будут ездить около 17 миллионов машин на водороде.

«Зеленая» промышленность

Несмотря на то, что основные промышленные гиганты покинули Москву, в столице работает более 3 тысяч промышленных предприятий, на которых делают все: от автомобилей и роботов до одежды. Каждое второе из них реализует экологические проекты и активно внедряет «зеленые» технологии. Так, Московскому нефтеперерабатывающему заводу за 10 лет удалось снизить влияние на окружающую среду на 75%.

Реиндустриализация прошла во многих городах, хотя не везде так масштабно, как в Москве. Иногда за рубежом можно столкнуться с необычными (и зачастую спорными) проектами. Так, в Норвегии применяют метод захоронения диоксида углерода на дне моря. Специальная установка улавливает CO2, после чего его спускают в подводное хранилище, расположенное на глубине 2,6 тысячи метров. Правительство Норвегии рассчитывает, что проект поможет стране достигнуть углеродной нейтральности к 2030 году. Сейчас предприятия по производству цемента, расположенные на территории государства, выбрасывают около 8% глобального объема парниковых газов. Больше всего CO2 производит нефтеперерабатывающий завод в мегаполисе Вестланд.

В гармонии с природой

По результатам исследования компании Urban Group, Москва является самым зеленым мегаполисом в мире. За последние семь лет в столице высадили более 5 миллионов деревьев и кустарников. Зеленые зоны занимают более половины территории города. Для сравнения: площадь озеленения Лондона составляет 33%, Нью-Йорка — 27%, Берлина — 14%.

А еще в Москве появились первые природные мини-сады. В них растут колокольчики, пижма, васильки, душица, гвоздика и другие луговые растения, которые практически невозможно встретить в городе. Вытеснение этих культур приводит к сокращению биоразнообразия, в частности, к исчезновению некоторых видов насекомых, питающихся ими. Использование в озеленении трав, исторически произрастающих в регионе, — это мировой тренд. Например, в США ежегодно проводится экологическая акция Mayor’s pledge, в которой принимают участие 300 глав администрации. Мэры регионов вместе с местными жителями высаживают ваточник — растение, которым питаются гусеницы бабочек Монарх.

Еще один экотренд, набирающий популярность в Москве, — создание «дождевых садов» в низинах, куда стекают ливневые воды. Такие сады успешно создаются в мегаполисах Европы, США, Великобритании, Канады. В дождевых садах высаживают влаголюбивые растения с развитой корневой системой, не позволяющие потокам воды и загрязнениям попасть в реки. В московском Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» уже создали первый влагоудерживающий сад-биотоп. В него вошли более 40 видов многолетних трав, а также кустарники и небольшие деревья, в том числе карликовая береза и ива пурпурная. Директор «Аптекарского огорода» Алексей Ретеюм отметил, что в будущем этот экопроект можно будет использовать и в других садах, парках, а также на крышах городских зданий.


Автор: Вера Жихарева
Фото на обложке: Coleen Rivas / Unsplash

Комментарии