Кадровая трансформация: почему экологические знания сегодня нужны всем

Главред

Ответственное молодое поколение 

По данным опроса центра изучения потребительского поведения Роскачества, каждый второй россиян (47%), узнав о негативном воздействии предприятия на окружающую среду, готов отказаться или снизить потребление его продукции. Среди молодежи количество таких ответственных потребителей уже достигает 58%. При этом 56% респондентов, а среди молодежи и вовсе 76%, будут лучше относиться к компании, если узнают, что она принимает меры экологического характера. 

Очевидно, что молодые люди сейчас крайне отзывчивы к проблемам экологии и климата. Важно, чтобы этот энтузиазм мог влиться в нужное русло, для чего необходимо качественное образование и профессиональные возможности.

В июне 2023 года Минобразование провело мониторинг образовательных программ в вузах и научных организациях. Результат показал, что в условиях приоритизации задач экологического развития в России наблюдается тенденция к увеличению таких программ и расширению уже имеющихся. По статистике в 70 регионах страны экологические программы присутствуют в тех или иных вузах. За два года количество программ, разработанных и внедренных в образовательный процесс, выросло с 89 до 193.

Более того, многие вузы внедряют экологические знания междисциплинарно, в процессе обучения смежным дисциплинам. 

«Наша эпоха перемен настолько непредсказуема, что кроме серьезной базовой подготовки, наш молодой специалист должен быть готов к адаптации новых знаний, и причем он должен выбирать эти знания, потому что веер возможностей огромный. И они должны иметь понимание и умение выбирать, чтобы не тратить время, деньги и все остальное»,  отмечает заместитель директора по научной работе института экологии РУДН, кандидат технических наук Елена Яценко.

В РУДН и других университетах сегодня есть научно-исследовательские институты и базовые кафедры, которые берут к себе на практику или в научно-студенческие общества молодых людей практически с 1 курса. В результате ребята в большей степени готовы и осознанно идут дальше по своей трудовой траектории. 

Также в РУДН в 2022 году заработал первый орган по валидации и верификации парниковых газов. В проектах, с которыми он работает, в качестве помощников технических экспертов помогают студенты. Здесь также проходят подготовка и переподготовка кадров, где преподают эксперты и реальные сотрудники Росаккредитации. Курсы повышения квалификации разные — от небольших программ по 24 часа до  профессиональной переподготовки объемом в 256 часов.

Почему возникает нехватка кадров

Вопросы климата стали подниматься у нас в стране не так давно, буквально пару лет назад, а вопросы низкоуглеродной экономики — около пяти лет назад. Сегодня есть колоссальная потребность обучения сотрудников, потому что любой специалист в современных условиях должен обладать какими-то базовыми понятиями в области изменения климата. Если говорить про развернутое обучение, то все упирается в вопросы профстандартов. Вопрос уже стоит на повестке, и вероятно в ближайшее время появится новый профстандарт по экономике замкнутого цикла. 

Требуются и профстандарты для специалистов, разбирающихся в адаптации к изменениям климата. Россия планирует достичь углеродной нейтральности к 2060 году. И с помощью адаптации к изменениям климата, можно гораздо быстрее нивелировать те последствия и риски, которые уже наступают. 

Новые профессии и компетенции

Список экологических специальностей меняется и расширяется. Растет и круг организаций, которым требуется квалифицированные кадры в данной области.

В 2022 году компания «Green Project Management» провела исследование, задавшись следующими вопросами — Каким образом изменение климата и все негативные воздействия, связанные с изменением климата, оказывают влияние на деятельность руководителей проектов? Как им приходится справляться с этими новыми вызовами?

Оказалось, что не существует такой отрасли, на которую этого воздействия нет. Даже банкинг и финансы ощущают на себе влияние климатических изменений.

В исследовании приняли участие 33 тысячи респондентов из 94 стран мира. На вопросы отвечали реальные руководители проектов в полях. Большинство из них, почти 100%, сказали, что тематика устойчивого развития должна быть в их проектах, потому что поставлены амбициозные цели добиться углеродной нейтральности. 

Очевидно, что реализовать такие масштабные проекты без компетентных кадров, достичь цели старыми методами со старыми компетенциями — маловозможно. 

«Раньше как проектный менеджер думал? Он думал, что если я сделаю проект, достигну цели, уложусь в бюджет и в сроки, то все замечательно. Теперь мы говорим, что этого явно недостаточно, потому что есть вызовы, на которые нужно отвечать и с которыми нужно уметь справляться. Поэтому сегодня руководитель проекта должен думать о будущем продукте, который он выпускает, о его воздействии социальном, экологическом и, естественно, экономическом. Вот такая философия появляется вокруг проектов, и, конечно, под них нужны новые знания, новые навыки», — отмечает президент российской ассоциации менеджеров проектов «Проектный Альянс» и исполнительный директор «Green Project Management» в СНГ Оксана Клименко.

Экологические знания - это базовые знания, такие же, как компьютерная или финансовая грамотность. Это должно быть во всех специальностях и специализациях - признают эксперты. 

Искусственный интеллект: риски и возможности

Технологии машинного обучения и работа с большими объемами данных — новая реальность для многих сфер. Искусственный интеллект (ИИ) проникает, в том числе, и в сферу борьбы с изменением климата, о чем недавно говорили и в ООН. Не остается в стороне и область образования. 

Однако ИИ не только открывает новые возможности, но и несет с собой определенные этические риски, считает руководитель экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН Светлана Бик.

«Тема искусственного интеллекта на самом деле безбрежна с точки зрения даже нашей темы, когда мы ее локализуем на теме образования. Поэтому, я, наверное, скажу самое важное, что сегодня беспокоит нас, а не то, что вдохновляет. Я считаю, что в тему искусственного интеллекта интеграция главного термина — “ответственность” — должна произойти не когда-то там, а уже сегодня. Потому что искусственный интеллект, открывая потрясающие возможности, несет на развитие общества, рынок труда, отношения между людьми ровно такие же по степени воздействия риски», — отмечает Светлана Бик.

У технологии искусственного интеллекта много граней, где она является мощнейшей сущностью. Как и в других вопросах, связанных с выживанием человечества, развитие ИИ — это экзистенциальный риск. Даже сами адепты ИИ и Кремниевая долина все еще задаются вопросами. Последний конфликт, который развивается с создателями ChatGPT происходит по этическим вопросам, а вовсе не по вопросам программирования.

Система образования должна внедрять в свои стандарты тему ответственности, рамок и ограничений в применении искусственного интеллекта, так как массовый переход к этой технологии неизбежно произойдет.

«В организационном плане должны создаваться площадки гражданского общества, участники которого совершенно не обязательно должны понимать в кодах и программах, но должны понимать риски и институты сдерживания, быть ответственными за проработку вопросов и результатов», — добавила эксперт.

Развитие ИИ, начиная от образования и заканчивая передовыми разработками, должно находить формы институциональных противовесов, потому что это касается буквально всех и каждого.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / RUT MIIT

Комментарии