Первые научные работы, в которых анализировалось усиление парникового эффекта под воздействием деятельности человека, появились в конце 19 - начале 20 века. Ученые пытались рассчитать, на сколько градусов повысится средняя глобальная температура, если содержание в атмосфере углекислого газа вырастет вдвое. А в газетах того времени можно было встретить заметки о том, сколько времени на это потребуется при текущих темпах сжигания угля. При этом высказывались суждения, что небольшое глобальное потепление, вероятно, пойдет человечеству на пользу. В целом, однако, дискуссия носила, скорее, умозрительный характер. Влияние человека на климат считалось незначительным (по сравнению с естественными факторами, такими, как, например, светимость Солнца), а его последствия – отдаленными во времени на сотни и тысячи лет.
Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Натурные измерения, которые велись в ежедневном режиме в обсерватории Мауна Лоа на Гавайях с 1958 года, показали резкий рост концентрации в атмосфере углекислого газа, а изотопный анализ углекислого газа в атмосфере указывал на то, что прирост происходит за счет ископаемого углерода, что прямо указывало на роль человека. Разработанные к тому времени многофакторные климатические модели, воспроизводящие сложное взаимодействие различных факторов, оказывающих влияние на климат, также указывали на решающий вклад человеческого фактора и прогнозировали существенное потепление климата на горизонте 30-50 лет.
К концу 1960-х годов стало ясно, что человек способен оказывать существенное воздействие на климат (превосходящее по масштабу циклические колебания естественных факторов) и что это чревато. В 1967 году вышла статья двух физиков Сюкуро Манабэ и Ричарда Т. Уэзеральда «Тепловое равновесие атмосферы при заданном распределении относительной влажности», в которой было показано, что увеличение содержания СО2 в атмосфере в 2 раза приведет к увеличению температуры поверхности Земли на 2 оС.[1]
В 1972 году почти одновременно были опубликованы статья американского климатолога Джона Сойера под названием «Антропогенный углекислый газ и парниковый эффект»[2] и книжка советского климатолога Михаила Будыко «Влияние человека на климат»[3]. В том же году вышел знаменитый доклад Римскому докладу «Пределы роста» Денниса Медоуза и его коллег[4], в котором исследовалось негативное воздействие человека на природные экосистемы и возможность замедления экономического роста под влиянием вызванных этим воздействием негативных изменений внешней среды, в том числе климата, и работа экономиста Уильяма Нордхауса «Устарел ли экономический рост»[5] на ту же тему.
В 1976 году выходит статья Клаусса Хассельмана «Стохастические климатические модели», а в 1979 году – его же статья «О проблеме отношения сигнал-шум в исследованиях отклика атмосферы», в которых были заложены теоретические основы изучения влияния неслучайных факторов, в том числе антропогенного воздействия и усиления парникового эффекта, на стохастические по своей природе климатические явления. В 1990 годах эти идеи были развиты в ряде новых исследований, позволивших атрибутировать различные климатические явления и отклонения их статистических характеристик.[6]
В дальнейшем, по прошествии лет, эти исследования получили всемирное признание и были отмечены высокими наградами. Сначала экономист Уильям Нордхаус получил в 2018 году Нобелевскую премию по экономике «за интеграцию глобального изменения климата в долгосрочный макроэкономический анализ», а затем, в 2021 году, Нобелевскую премию по физике получили два климатолога – Сюкуро Манабе и Клаус Хассельман – «за физическое моделирование климата Земли, количественный анализ его вариаций и надежный прогноз глобального потепления».
В 1988 году была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата, сокращенно – МГЭИК. Инициаторами ее создания выступили Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде. В том же году создание МГЭИК было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН. Свой первый доклад с обзором научных публикаций и выводами о том, что происходит с климатом, МГЭИК представила в 1990 году. А в 2021 году вышел Шестой оценочный доклад МГЭИК, в котором происходящие с климатом изменения впервые названы беспрецедентными.
В 1992 году была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), в которой была поставлена цель стабилизировать концентрации парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне, т.е. “на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему”. В том же году на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро конвенцию подписали 154 страны. В 1994 году она вступила в силу. Тогда же к ней присоединилась Россия.
В 1997 году на Третьей конференция сторон РКИК был принят Киотский протокол. Он обязывал развитые страны в период с 2008 по 2012 годы сократить антропогенные выбросы в атмосферу парниковых газов в среднем на 5% относительно 1990 года.
Для этого предлагалось три механизма. Первый – это торговля квотами на выбросы. Каждой стране устанавливали квоту на выбросы парниковых газов в соответствии с принятым обязательствами по их сокращению в 2008-2012 гг. Если какая-то страна свою квоту превышала, она могла купить часть квоты у другой страны, которая свою квоту недоиспользовала. Второй механизм назывался «Механизм чистого развития». Он был предназначен для вовлечения развивающихся стран в коллективные действия по сокращению выбросов. В рамках этого механизма развивающиеся страны могли добровольно реализовывать климатические проекты, а развитые страны могли купить достигнутые в результате этого сокращения выбросов в виде специальных углеродных единиц и зачесть их в счет выполнения своих обязательств по сокращению выбросов. Третий механизм – «Совместное осуществление проектов» – давал возможность развитым странам участвовать в реализации проектов по сокращению выбросов в других развитых странах и засчитывать достигнутые сокращения выбросов в счет выполнения своих обязательств.
Цель Киотского протокола была достигнута. Многие страны создали для этого системы регулирования выбросов. Многие научились делать климатические проекты. В России к концу 2012 году насчитывалось 108 утвержденных проектов по сокращению выбросов в рамках Киотского протокола. Из них 93 проекта было зарегистрировано. Это примерно в 40 раз меньше, чем в Китае, и в 4 раза меньше, чем в Украине.
В 2009 году состоялась очередная конференция сторон РКИК в Копенгагене. На ней предполагалось принять новое климатическое соглашение, которое должно было прийти на смену Киотскому протоколу. Однако конференция потерпела фиаско, в том числе и потому что проходила на фоне т.н. климат-гейта, мощной, хотя и безосновательной атаки на фундаментальные основы и выводы климатической науки, которые были поставлены под сомнение. Все, что удалось тогда сделать, это сохранить климатический дискурс и приверженность стран целям и задачам РКИК.
За неимением нового соглашения действие Киотского протокола продлили на новый период, до 2020 года, при этом требования к развитым странам по сокращению выбросов были ужесточены. Но не обошлось и без потерь. Канада, которая не справилась со своими обязательствами по сокращению выбросов в первом периоде, вышла из Киотского протокола, а Россия, Япония и Новая Зеландия не стали принимать на себя новых обязательств по ограничению и сокращению своих выбросов, хотя и остались формально участниками соглашения.
В 2015 году было принято Парижское соглашение. В апреле 2016 года состоялось его торжественное подписание в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, а уже через полгода, в ноябре 2016 года, оно вступило в силу. Это стало возможно благодаря согласованным действиям двух крупнейших стран-эмитентов парниковых газов – США и Китая, а также активной позиции Европейского Союза и других заинтересованных стран, в том числе Индии, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Интересно, что успех 26-й конференции сторон РКИК, состоявшейся в 2021 году в Глазго (Великобритания), также был во многом предопределен согласованными действиями США и Китая, а главным событием конференции стала совместная декларация США и Китая о сотрудничестве в климатической сфере на ближайшие 10 лет, названные в документе решающим десятилетием.
На сегодняшний день участниками Парижского соглашения являются 197 стран. Россия присоединилась к соглашению в 2019 году.
С начала 2021 года международно-правовой режим в климатической сфере полностью определяется Парижским соглашением и принятыми на его основе “подзаконными” документами,
Цель Парижского соглашения – не затормозить антропогенное изменение климата, как это было предусмотрено Киотским протоколом, а остановить его. Причем так, чтобы рост средней глобальной температуры относительно доиндустриальных уровней не просто не превысил 2 гр. С, а даже близко не подобрался к этой отметке, а в идеале не вышел за пределы 1,5 гр. С. Для этого нужно свести выбросы парниковых газов от деятельности человека к нулю. Ну, или, как записано в Парижском соглашении, обеспечить равновесие (баланс) между антропогенными выбросами в атмосферу парниковых газов и абсорбцией (изъятием) парниковых газов из атмосферы. Причем уже к середине текущего века.
В Парижском соглашении перечислены механизмы взаимодействия сторон, в том числе рыночные, которые должны помочь достижению поставленной цели. Но они играют второстепенную роль. А главную роль должен сыграть перевод всех стран на путь устойчивого социально-экономического развития с низким или нулевым уровнем выбросов парниковых газов. Для этого все страны, как развитые, так и развивающиеся, обязаны устанавливать количественные цели по сокращению антропогенных выбросов в атмосферу и изъятию из атмосферы парниковых газов и принимать необходимые для этого меры, оформляя это в качестве определяемых на национальном уровне вкладов в смягчение глобальных климатических изменений. Эти вклады и являются основным инструментом реализации Парижского соглашения.
Многие страны уже объявили об установленных ими сроках выхода на баланс между выбросами и абсорбцией парниковых газов (по-другому это называют “чистый ноль”). При это порядка 120 стран намерены сделать это к 2050 году или раньше. Так, США и Канада установили в качестве крайнего срока 2050 год, Германия и Швеция – 2045 год, Финляндия – 2035 год. Россия вслед за Китаем заявила, что выйдет в ноль к 2060 году. Такую же цель ставят перед собой Индонезия и Казахстан. Индия назвала в качестве крайнего срока 2070 год.
В 2021 году Госдума приняла федеральный закон № 296 «Об ограничении выбросов парниковых газов». К сожалению, он отстает от современной климатической повестки как минимум на 10-15 лет. Сейчас нужно говорить не об ограничении выбросов парниковых газов, а о прекращении дополнительного поступления парниковых газов в атмосферу от деятельности человека. Но дело не только в этом. Закон обязывает крупные компании ежегодно отчитываться о выбросах парниковых газов, но не содержит норм, которые бы побуждали или принуждали компании к сокращению своих выбросов, тем более до нуля.
В марте 2022 года был принят Федеральный закон № 34 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Эксперимент будет идти на Сахалине до 2028 года. Он предполагает достижение чистого нуля (углеродной нейтральности) к 2025 году, чему должно способствовать квотирование выбросов парниковых газов основных компаний-эмитентов, список которых утвержден региональным правительством. К сожалению, и тут не обошлось без огрехов. Принятые в рамках эксперимента нормативные документы устанавливают «котловой принцип» учета выбросов парниковых газов компаниями-эмитентами, без разделения по конкретным источникам, и такой подход к квотированию выбросов, что открывает огромное поле для злоупотреблений и формального выполнения требований по сокращению выбросов без реального уменьшения количества парниковых газов, поступающих в атмосферу. Кроме того, допускается возможность невыполнения эмитентами установленной квоты за плату всего в 1 000 рублей за каждую тонну превышения. Без необходимости компенсировать допущенное превышение квоты в следующем году, как это принято в большинстве стран и регионов, использующих квотирование в качестве инструмента регулирования выбросов парниковых газов, включая страны ЕС и Китай.
В целом, можно сказать, что Россия находится в самом начале пути. Ей многое предстоит сделать для того, что встать вровень с лидерами, найти свою траекторию декарбонизации и свое место в формирующейся новой мировой экономической системе, основанной на принципах устойчивого развития и низкоуглеродных технологиях.
[1] См. https://journals.ametsoc.org/view/journals/atsc/24/3/1520-0469_1967_024_0241_teotaw_2_0_co_2.xml
[2] См. https://www.nature.com/articles/239023a0
[3] См. https://korobkaknig.ru/gumanitar_nauka/nauki_o_zemle/vliyanie-cheloveka-na-klimat-34675.html
[4] См. https://www.clubofrome.org/publication/the-limits-to-growth/
[5] См. https://www.nber.org/system/files/chapters/c7620/c7620.pdf
[6] См. https://pure.mpg.de/rest/items/item_2581478_6/component/file_2581491/content, https://pure.mpg.de/rest/items/item_2534307_19/component/file_3367253/content, https://pure.mpg.de/rest/items/item_2622128_7/component/file_2622142/content, https://pure.mpg.de/rest/items/item_3033502_4/component/file_3033505/content.
Фото на обложке: Istock / Kristin Snippe
Комментарии