В России нормативно закрепили возможность использования особых финансовых инструментов («финансовых инструментов устойчивого развития») для финансирования «зеленых проектов» и «адаптационных проектов», а также определили порядок верификации таких инструментов
Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» и утвержденные им требования (далее – «Постановление») заложило основу для привлечения «зеленого финансирования» на реализацию особой категории проектов, достигающих определенные экологические цели и реализующихся в некоторых сферах экономической деятельности, а также для признания некоторых финансовых инструментов инструментами устойчивого развития.
Проекты, которые могут финансироваться посредством выпуска финансовых инструментов устойчивого развития
Только две категории проектов имеют возможность привлекать финансирование в рамках финансовых инструментов устойчивого развития. К ним относятся т.н. «зеленые проекты» и «адаптационные проекты» (совместно – «проекты устойчивого развития»). Российское законодательство (включая Постановление, а также Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р) содержит исключительный перечень направлений, в которых должен реализовываться проект, а также ряд приоритетных целей, на которые должен быть направлен проект, и критериев, которым должен соответствовать проект, чтобы являться проектом устойчивого развития.
В число направлений, в которых должен реализовываться проект, входят:
-
обращение с отходами;
-
энергетика;
-
строительство;
-
промышленность;
-
транспорт и промышленная техника;
-
водоснабжение и водоотведение;
1
АБ ЕМПП
4|1 Дегтярный пер. | Москва, Россия БЦ Дегтярный Плейс | 4-й этаж www.empp.ru | info@empp.ru
-
природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие;
-
сельское хозяйство;
-
устойчивая инфраструктура.
При этом в результате проекта должны достигаться следующие приоритетные цели:
-
сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды;
-
снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду;
-
сокращение выбросов парниковых газов;
-
энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
Наконец, чтобы являться «проектом устойчивого развития», проект должен соответствовать количественным и качественным критериям, определенным Постановлением применительно к конкретному виду проекта и направлению его реализации.
При этом с учетом стремительно набирающей ход ESG-повестки, необходимо отметить, что заложенные Постановлением правила фактически относят к проектам устойчивого развития исключительно проекты экологической направленности. А проекты, которые соответствующего экологического эффекта не имеют, в число проектов устойчивого развития не попадают и возможностями, заложенными в Постановлении, воспользоваться не смогут.
Инициатором проекта устойчивого развития, а равно финансового инструмента устойчивого развития («инициатором») может выступать юридическое лицо, а также публично-правовое образование, инициирующее реализацию проекта устойчивого развития (привлечение денежных средств в целях реализации, финансирования проекта устойчивого развития, портфеля проектов устойчивого развития), или юридическое лицо, реализующее (финансирующее) проект устойчивого развития (портфель проектов устойчивого развития) за счет денежных средств, привлеченных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
«Зеленое финансирование» для проектов устойчивого развития
Постановление заложило основу для особого вида финансирования проектов устойчивого развития: за счет использования т.н. «финансовых инструментов устойчивого развития». В зависимости от того, для какой категории проектов устойчивого развития («зеленого проекта» или «адаптационного проекта») используется финансовый инструмент, он является «зеленым финансовым инструментом» или «адаптационным финансовым инструментом» соответственно. Предполагается, что финансовые инструменты устойчивого развития могут пользоваться мерами государственной поддержки (перечень которых еще предстоит определить, но работа над этим уже идет), а также в целом быть более привлекательны, по сравнению с традиционными финансовыми инструментами.
Формы, в которых могут быть выпущены финансовые инструменты устойчивого развития, не ограничены: это может быть и кредит (или кредитная линия), и облигации (как отдельные выпуски, так и программы выпуска облигаций), и пр. Но любой из них должен соответствовать ряду критериев и требований, закрепленных в Постановлении.
Кроме того, Постановление определяет конкретный перечень целей, на которые должны направляться денежные средства, привлеченные посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития. К ним относятся:
-
капитальные затраты и операционные расходы, необходимые для реализации проекта устойчивого развития; и
-
финансирование (рефинансирование) портфеля проектов устойчивого развития.
При этом денежные средства, привлеченные посредством выпуска финансового инструментаустойчивого развития, должны направляться на указанные цели путем:
-
финансирования нового проекта устойчивого развития или портфеля проектов устойчивого развития;
-
рефинансирования и возмещения затрат, понесенных инициатором при реализации проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) или при финансировании проекта устойчивого развития (портфеля проектов устойчивого развития) за счет денежных средств, ранее привлеченных посредством выпуска финансовых инструментов, не признанных финансовыми инструментами устойчивого развития, или за счет собственных средств инициатора в течение срока с начала их реализации или финансирования, определяемого инициатором и подтверждаемого верификатором (при этом необходимо учитывать цели затрат, ранее понесенных инициатором, и их соответствие пункту 6 настоящего документа);
-
рефинансирования действующих финансовых инструментов устойчивого развития. Установлены и специальные условия (в том числе, временные рамки) использования денежных
средств, привлеченных в результате выпуска финансового инструмента устойчивого развития.
Кроме того, в случае выпуска финансового инструмента устойчивого развития в виде облигаций они должны соответствовать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов "зеленые облигации" (для зеленых облигаций). Однако это требование не применяется для государственных и муниципальных облигаций.
Верификация финансовых инструментов устойчивого развития
В отношении финансовых инструментов устойчивого развития (в т.ч отдельных выпусков облигаций или программ выпуска облигаций и кредитов или кредитных линий) должна проводиться особая процедура определения их соответствия установленным к ним в рамках Постановления требованиям – верификация.
Верификаторы
Верификация проводится специальными независимыми организациями из числа лиц, включенных в перечень верификаторов, формирование которого осуществляется методологическим центром (функции которого возложены на государственную корпорацию развития ВЭБ.РФ). До формирования перечня верификаторов, в который входит хотя бы один верификатор, действует временный перечень верификаторов. Временный перечень верификаторов формируется из юридических лиц, включенных одновременно:
-
в перечень лиц, независимая внешняя оценка которых принимается для включения облигаций в сегментах Сектора устойчивого развития согласно "Правилам листинга ПАО Московская биржа";
-
в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.
Верификатор не вправе оказывать услуги по осуществлению верификации финансовых инструментов устойчивого развития на предмет их соответствия требованиям, предусмотренным настоящим документом, до получения уведомления от методологического центра о его включении в перечень верификаторов.
Порядок и условия проведения верификации Верификация проводится:
-
на этапе определения соответствия финансовых инструментов устойчивого развития требованиям, предусмотренным настоящим документом, перед привлечением денежных средств (до регистрации выпуска облигаций или принятия решения о предоставлении кредитных средств);
-
на этапе подтверждения соответствия финансовых инструментов устойчивого развития требованиям, предусмотренным настоящим документом, после привлечения денежных средств: (а) единовременно, не позднее 24 месяцев после привлечения денежных средств, если иное не определено условиями финансового инструмента устойчивого развития; (б) не реже 1 раза в год в течение срока действия финансового инструмента устойчивого развития на основании регулярной отчетности инициатора (после проведения верификации, указанной в абзаце втором настоящего подпункта).
По выбору инициатора, верификация может проводиться в квалифицированном или стандартном формате (с тем основным отличием, что в рамках стандартного формата не проводится ежегодная верификация на этапе подтверждения соответствия, указанная в пункте «б» выше). Кроме того, квалифицированный формат верификации может проводиться по запросу федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, в том числе в целях получения мер государственной поддержки финансового инструмента устойчивого развития.
Верификация проводится посредством выполнения соответствующих процедур сообразно специфике финансового инструмента устойчивого развития:
-
на этапе определения соответствия финансовых инструментов устойчивого развития требованиям, предусмотренным Постановлением, перед привлечением денежных средств (до регистрации выпуска облигаций или принятия решения о предоставлении кредитных средств);
-
на этапе подтверждения соответствия финансовых инструментов устойчивого развития требованиям, предусмотренным Постановлением, после привлечения денежных средств.
Для проведения верификации верификатор вправе запросить у инициатора значительный объем информации и документации (от корпоративных документов и эмиссионной документации (или ее проекта) до политик и процедур в области реализации проекта, включая, в т.ч., экологическую политику, политику (материалы) по управлению рисками, описание проекта устойчивого развития, политику и внутренние процедуры в области отбора и оценки проектов устойчивого развития и пр.).
По итогам верификации верификатор выпускает заключение (вывод верификатора о соответствии). Все выпущенные верификаторами заключения направляются ими в методологический центр, причем в рамках стандартного формата верификации методологический центр проводит выборочную проверку заключений, выпущенных любым верификатором, а в случае проведения верификации в квалифицированном формате методологический подтверждает вывод верификатора о соответствии (за исключением вывода в части оценки экологического эффекта) на основе анализа заключения верификатора.
Инициатор публикует заключение верификатора или отдельную информацию из него после его получения.
Наши рекомендации
Постановление и текущий вектор развития российского законодательства открывает значительному числу компаний доступ к новому (и потенциально более выгодному, по сравнению с традиционными) виду финансирования.
В связи с этим мы бы рекомендовали компаниям (самостоятельно или с привлечением соответствующих технических специалистов) оценить портфель своих предстоящих инвестиций на цели внутреннего развития (например, на модернизацию производственных мощностей), выявить проекты, реализация которых может иметь благоприятный экологический эффект, и рассмотреть возможность их финансирования за счет использования финансовых инструментов устойчивого развития (особенно, в формате «зеленых облигаций»), а также оценить ранее реализованные проекты и возможность их рефинансирования (возмещения понесенных затрат) за счет использования наиболее подходящих финансовых инструментов устойчивого развития.
Кроме того, чрезвычайно важно оценить существующие документы и политики компании в области ESG и управления рисками, привести их в соответствие с требованиями Постановления, а недостающие документы подготовить с учетом не только технологических аспектов, но и юридических последствий, которые они могут оказать как на возможность привлечения «зеленого» финансирования, так и на обязательства компании в целом (особенно имея в виду возможную ответственность перед регулятором и контрагентами).
***
В случае возникновения каких-либо вопросов, обращайтесь к Сергею Ситникову, партнеру и главе ESG практики Адвокатского бюро «ЕМПП» (e: sitnikov@empp.ru t: +7(495)256-7890).
Комментарии