Формирование нормативно-правового поля в сфере климатического регулирования

Mospriroda

Проблема изменения климата все больше становится элементом, определяющим социально-экономического и экологического развития, как отельных стран, так планеты в целом. В этой связи, данной актуальной проблеме уделяется особое внимание на международном и национальном уровнях принятия управленческих решений.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» закрепила 17 целей развития, в том числе выделена самостоятельная цель по проблеме климата. Цель устойчивого развития ООН №13 «Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями» определяет следующие задачи:

13.1 Повышение устойчивости и способности адаптироваться к опасным климатическим явлениям и стихийным бедствиям во всех странах.

13.2: Включить меры по борьбе с изменением климата в национальную политику, стратегии и планирование

13.3: Улучшить образование, повышение осведомленности, а также человеческий и институциональный потенциал в области смягчения последствий изменения климата, адаптации, уменьшения воздействия и раннего предупреждения

13.a: Выполнить обязательство, взятое развитыми странами - участниками РКИК, о мобилизации к 2020 году 100 млрд. дол. США  для развивающихся стран, включая ввод в действие Зеленого климатического фонда.

13.b: Содействовать созданию механизмов повышения эффективности планирования и управления в связи с изменением климата в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах. [1]

Важным документом для всех сран стало Парижское Соглашение, которое призвало страны к:

- недопущению повышения средней температуры Земля к 2100 г. более чем на 2°С;

- учреждение глобальной цели по адаптации к изменению климата;

- переориентация финансовых потоков на траекторию низкоуглеродного развития.

Обязательства стран по выполнению Парижского Соглашения сводятся к следующим позициям:

- самостоятельно разработать свой вклад, направленный на ограничение выбросов ПГ;

- раз в 5 лет сообщать в РКИК ООН о достигнутом вкладе. 

Чтобы гарантированно избежать катастрофических последствий глобального потепления, Парижским Соглашением предложено человечеству ограничить рост среднемировой температуры именно пределом в 1,5 градуса Цельсия относительно 1850–1900 годов. На сегодняшний день глобальная температура поднялась примерно на 1,1 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. [2]

Касательно роли Парижского соглашения необходимо отметить следующее:

Парижское соглашение задало общий вектор, однако эффективность усилий, прилагаемых на международном уровне, полностью зависит от осознанного и политически мотивированного подхода, применяемого на национальном уровне.

Российская Федерация подписала Парижское Соглашение по климату, далее оно было принято согласно Постановлению Правительства РФ от 21.09.19 г. № 1228 «О принятии Парижского соглашения». В документе был зафиксирован пункт, в котором было указано, Российская Федерация считает неприемлемым использование Соглашения и его механизмов как инструмента создания барьеров для устойчивого социально-экономического развития Сторон Конвенции. [3]

После принятия Российской Федерацией Парижского Соглашения стали подготавливаться и приниматься нормативные правовые акты, направленные на регулирование вопросов в этой сфере. В РФ формируется законодательная база для развития экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов.

ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов. Закон нормами:

- закрепляет основные понятия экономических правоотношений, сопровождающихся выбросами парниковых газов;

- вводит в оборот новый объект гражданских (имущественных) прав – углеродную единицу (УЕ);

- определяет правовой статус субъектов имущественных правоотношений по поводу обращения УЕ;

- создает юридическую основу реализации «климатических проектов».

Также закон:

- определяет критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям - хозяйственная и иная деятельность , сопровождается выбросами ПГ массой эквивалентной до 2024г. – 150 тыс. т УГ /год; (2) с 2025г. 50 тыс. т УГ/год;

- наделяет Правительство России полномочиями по утверждению перечней видов деятельности, сопровождающихся выбросами ПГ;

- вводит ответственность за непредставление и/или предоставление недостоверных отчетов о выбросах ПГ;  

- создает юридическую основу для взаимного признания УЕ на международном уровне. [4]

Важнейшим долгосрочным документом, определяющим на длительную перспективу деятельность по снижению выбросов ПГ,  является «Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». Цель Стратегии - достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики. Рассматриваются два сценария – инерционный и целевой.

Целевой сценарий взят за основу. Сценарии отличаются наборами мер по декарбонизации российской экономики. В целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено:

- обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода;

- переориентация на продукцию высокого передела;

- реализация мер по повышению конкурентоспособности  российского энергетического экспорта на внешних рынках. [5]

Усиливающим положения стратегии являются позиции Распоряжения Правительства РФ «О развитии инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития» от 18.11.2020 №3024-р. Распоряжением определено, что Минэкономразвития России осуществляет координирующую роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития. [6]

Весьма сложным в сфере климатического регулирования является базовый вопрос – адаптация экономики и населения к изменяющимся климатическим условиям. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года состоит из разделов:

- оценка изменения климата и его последствия на территории Российской Федерации;

- формирование системы адаптации к изменениям климата В Российской Федерации, а также включает организационное и нормативно-правовое обеспечение, научно-методическое и информационное обеспечение, отраслевой блок и региональный блок. [7]

Эффективность применяемых в РФ мер будет зависеть от правоприменительной практики. 

Согласно «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» к глобальным вызовам экологической безопасности относятся: «…последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития» [8]

К основным последствиям изменения климата эксперты относят:

  • таяние вечномерзлотных грунтов, сокращение ледового покрова, таяние ледников;
  • изменение ареалов обитания живых организмов;
  • увеличение площадей и продолжительности лесных пожаров;
  • увеличение частоты и масштабов экстремальных и катастрофических природных явлений (засухи, ураганы, штормы, ливни, поздние весенние заморозки и др.);
  • рост береговой эрозии морских акваторий вызванный штормами и наводнениями. [9]

Относительно влияния изменений климата экспертами оцениваются благоприятные и неблагоприятные последствия изменения климата для России (см. табл1.)

 

Таблица 1. Оценки последствий изменения климата для России

Благоприятные Неблагоприятные
·  она комфортного проживания сдвинется на Север; ·  вырастет количество и продолжительность засух в одних регионах и наводнений в других;
·  снизятся расходы энергии в отопительный период; ·  повысится риск и масштабы лесных пожаров;
·  облегчатся условия судоходства по СМП и условия освоение месторождений на Арктическом шельфе; ·  будут таять вечномерзлотные (многолетнемерзлотные) грунты;
·  расширится зона устойчивого агропромышленного производства; ·  произойдет перестройка естественных экосистем;
·  увеличатся возможности развития гидроэнергетики. ·  увеличится расход энергии на достижение температурного комфорта.

Источник: [9]

 

Представляет интерес европейский опыт в сфере климатического регулирования. Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы (2020-2050) отдает приоритет экологически чистому водороду, который будет производиться из возобновляемой электроэнергии. Так, при реализации водородной стратегии Еврокомиссия  планирует достичь различных целей:

- достижение нейтрального уровня выбросов углерода в ЕС путем декарбонизации секторов, недоступных для прямой электрификации;

- лучшая интеграция энергии ветра и солнца с водородом в качестве носителя энергии;

- преодоление экономического ущерба, нанесенного изоляцией от Covid-19, в частности, путем предоставления существенных субсидий водородной экономике в рамках Соглашения ЕС по восстановлению;

- создание новых рабочих мест в водородной экономике;

- борьба с причинами миграции путем создания цепочек поставок со странами за пределами ЕС. [10 ]

В целях отработки методов климатического регулирования имеет перспективу эксперимент по достижению на территории Сахалинской области углеродной нейтральности. С 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года на территории Сахалинской области будет проводиться эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации". В результате эксперимента планируется:

  • отработать методологию учёта выбросов и поглощения парниковых газов,
  • проверить инструменты углеродного регулирования,
  • отработать квотирование выбросов парниковых газов и введение системы учёта и оборота единиц выполнения квоты,
  • определить условия внедрения необходимых технологий,
  • дать возможность бизнесу запустить оборот углеродных единиц на территории России,
  • определить возможность участия других субъектов РФ,
  • стимулировать внедрение наилучшие доступные технологии и модернизацию производства. [11]

С учетом проведенного анализа нормативно-правовой базы в сфере климатического регулирования, а также практических шагов, которые принимаются российским правительством в этой области, можно сделать следующие выводы:

Изменение климата, решения и действия стран ЕС, других зарубежных стран, влияют на перспективу развития  секторов  экономики страны и нуждаются в квалифицированной научной оценке с учетом критериев экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

Требуется стратегическая оценка влияния изменения климата, а также масштабов его воздействия на развитие отраслей ТЭК, иные сектора экономики, население, природную среду. 

Необходимо подготовить предложения по плану действий в отраслях экономики регионов с учетом Стратегии низкоуглеродного развития страны и национальных интересов Российской Федерации.

Следует предусмотреть проведение мониторинга трансформаций в связи с изменениями климата, в т.ч. деградацией вечной мерзлоты. Создание карбоновых полигонов  для реализации мер контроля климатически активных газов.

 

Литература:

  1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Нью-Йорк, 2015.
  2. Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Париж, 21-й сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата,12.12.2015 г.
  3. Постановлению Правительства РФ от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения».
  4. ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 № 296-ФЗ.
  5. Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.
  6. Распоряжение Правительства РФ «О развитии инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития» от 18.11.2020 №3024-р.
  7. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года. (Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 23.03.2023 №559-р.
  8. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
  9. Соловьянов А.А. Влияние изменения климата на окружающую среду.   Материалы круглый стол «Проблемы экологического развития России в условиях климатических изменений и реализации Парижского соглашения» (октябрь 2023г.).
  10. ВОДОРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС 2020-2050. Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы. https://teo.ru/analiz/publ_26-2.htm?ysclid=lp787n0flk958738636
  11. Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash /  KOBU Agency 

 

Комментарии