Повышение энергоэффективности и энергосбережение являются одним из ключевых направлений модернизации экономики России. По данным Всемирного банка, Россия занимает четвертое место в мире по масштабам энергопотребления и при этом тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии (Statistical Review of World Energy, 2017).
Энергетические затраты в промышленности находятся на высоком уровне и в среднем по стране составляют от 20 до 50% в зависимости от отрасли промышленности (Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации, UNDP). На промышленных предприятиях – основных производственных звеньях реальной экономики – нет системно обеспеченной мотивации управленческого звена к повышению энергоэффективности производства. В результате высокие энергетические затраты снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики страны в целом.
Масштабы энергопотребления при подавляющем доминировании традиционных энергоносителей обостряют и проблемы окружающей среды. Дальнейшее развитие промышленности диктует государству введение все новых ограничений, как транслируемых из директив международных организаций, так диктуемых протестами населения из-за остроты сложившейся экологической ситуации в конкретных городах и регионах страны. Согласно федеральной программе «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы», к началу следующего десятилетия в России необходимо снизить объем выбросов вредных веществ в 2,2 раза, а также в 2,7 раза уменьшить число городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Смена алгоритмов управления
Сложившийся в 1990-х годах механизм нормативов на выбросы-сбросы, работающий по принципу «загрязнитель платит», не в состоянии вывести экономику на приемлемый уровень эколого-энергетической эффективности и мотивировать компании улучшать свои показатели. В настоящее время этот механизм заменяют определением уровня энергоэффективности и воздействий на среду по наилучшим доступным технологиям (НДТ), что должно стимулировать владельцев бизнеса к инвестициям в позитивные результаты, а не к «откупу» от негативных. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ (с изменениями и дополнениями), что существенно меняет ситуацию в области экологического надзора.
Проверка нового механизма будет осуществлена на 300 предприятиях, сразу же названных «300 спартанцев». В послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года В.В. Путин именно об этих предприятиях сказал, что «…переносов срока больше не будет». Уже в апреле был утвержден список производств и промышленных площадок, для которых введен новый порядок декларирования воздействий на среду и получения разрешений.
Большую часть экологической нагрузки несут на себе ресурсные (нефть, руды, лес) и энергетические (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС) предприятия, которые осуществляют поставку ресурсов и энергии для обрабатывающих производств, а также водоканалы, осуществляющие отвод и очистку стоков и выбросов. Однако при концентрации управления только на главных загрязнителях большинство обрабатывающих предприятий, сконцентрированных в крупных промышленных узлах, выпадут из поля зрения экологического регулирования.
Снижать выбросы крупных ГРЭС уже невозможно без колоссальных затрат, поскольку технологии близки к пределам возможностей «доступных», хотя и не всегда «наилучших». При этом на фабриках, заводах, железных дорогах, в ЖКХ, снабжаемых электричеством с ГРЭС, экономия энергии не просто возможна, но и может быть достигнута с меньшими инвестиционными затратами. К усилиям по внедрению НДТ на своих производствах необходимо склонять так же те обрабатывающие предприятия, которые неконтролируемо потребляют чистое электричество. Стимулы для таких обрабатывающих производств, железных дорог и в ЖКХ должны работать не менее настойчиво, чем у энергетиков и нефтяников, технологии которых уже сейчас гораздо ближе к НДТ. Значит, за первыми тремя сотнями компаний должны последовать не только самые крупные загрязнители, но и типичные потребители энергии, воды и других природных ресурсов.
Еще одной проблемой при отборе объектов для тестирования новой схемы управления стала неопределенность контура экологической отчетности компаний, состоящих из множества предприятий, часть которых попадает в список «спартанцев». По объективным причинам к этому списку неоднократно предъявлялись претензии, некоторые из которых были озвучены Президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. А.Н. Шохин указал, что в списке конкретизированы названия лишь 183 компаний, а остальные 117 именуются размыто: «Промышленная площадка», «Производство сложных минеральных удобрений», «Объект по производству алюминия» и т.д. (сообщение РБК от 20 июля 2018 года).
Однако есть и субъективные препятствия. Так, головные холдинги крупных компаний совершенно по-разному относятся к предоставлению информации о воздействии на среду и энергопотреблении своих структурных и территориально обособленных подразделений. Многие крупные компании не желают показывать свои воздействия в разрезе конкретных заводов. ПАО РЖД в ответ на запрос данных для эколого-энергетического рейтинга Интерфакс-ЭРА предоставило только консолидированные сведения и сообщило, что даже в разрезе 17-ти распределенных по огромной стране железных дорог такие своды невозможно выполнить.
Поскольку Дальневосточная, Горьковская, Калининградская железные дороги такие сведения предоставляют, можно заключить, что желание скрыть внутрикорпоративную раскладку выбросов, энергии, стоков имеет в РЖД исключительно субъективные основания.
Очень важно, что споры по списку первоочередных для внедрения НДТ компаний совпали с закладкой фундамента системы информационного обеспечения управления по нефинансовым индикаторам эффективности. На развитых рынках стремительно распространяется практика управления развитием и инвестированием по ESG (экологическим, социальным и управленческим) критериям эффективности. Технологическая эффективность входит в этот набор, как фундаментальное условие энергосбережения и минимизации воздействий на среду (CFA Institute, 2018; Global Financial Institute, 2013; KMPG, 2014).
Значимость нефинансовых показателей нарастает еще с середины 80-х годов. Уже в 1988 году рыночная стоимость предприятия на 20% зависела от его нефинансовых показателей, сейчас по некоторым оценкам эта цифра больше 50. Компания Делойт, входящая в Большую консалтинговую четверку, провела исследование и опубликовала отчет «В темноте: чего не знают о здоровье своего бизнеса советы директоров?». Оказалось, что 83% мировых компаний считают, что введение нефинансовых показателей в бизнес-практику – это требование современного рынка. (Deloitte Touche Tohmatsu & Economist Intelligence Unit, 2005, 2007). Аналогичное исследование проводили в E&Y, и оно показало, что 68% инвесторов считают нефинансовые показатели ключевыми при принятии инвестиционных решений. Регулярные отчеты публикуют около 90% компаний из списков Fortune Global 500 и S&P (Standard/Poor*s) 500 .
Реагируя на запросы социально-ответственных инвесторов и перспективы зеленого финансирования, большинство транснациональных и крупных национальных компаний в России раскрывают свою нефинансовую отчетность. Законодательное оформление регулирования экологической и социальной отчетности запущено Правительством 5 мая 2017 года, когда была утверждена Концепция развития ПНО и начата подготовка проекта соответствующего Федерального Закона, обязывающего компании раскрывать нефинансовую отчетность.
Правительственная Концепция и проект закона исходят из принципа прозрачности, в том числе в сфере экологии, но не ограничивают прозрачность кулуарным диалогом представителей крупного бизнеса с узким кругом чиновников. Именно о прозрачности заговорил председатель РСПП, связав процесс внедрения НДТ, запущенный ФЗ-219, с процессом развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО). Это не случайно, поскольку самый авторитетный орган в сфере раскрытия российским бизнесом данных по экологии, энергопотреблению и социальной ответственности функционирует при РСПП. Совет по нефинансовой отчетности, объединяет независимых экспертов по корпоративному управлению, экологии, энергетике, социальным инвестициям и благотворительности.
Процесс внедрения нового механизма экологического регулирования, основанный на применении НДТ, а также повышение уровня корпоративной прозрачности по вопросам энергопотребления и экологических воздействий уже стали стимулом для прогрессивного развития не только для крупных загрязнителей, но и для всех остальных предприятий, потребляющих энергию и оказывающих воздействие на окружающую среду.
продолжение следует...
Фото на обложке: Unsplash / Julia Reushenova
Комментарии