После 1991 года концерн «Газпром» построил целый ряд экспортных магистральных газопроводов: «Голубой поток», «Ямал — Европа», «Северный поток», «Турецкий поток» и «Северный поток-2» — в хронологическом порядке. Кроме того, говоря о западном направлении, не стоит забывать о советской системе МГП «Сияние Севера», по которой шло и идет снабжение газом Белоруссии, до 2022-го — республик Прибалтики и Финляндии, транзитом через Белоруссию и Литву — Калининградской области. До 2017 года «Газпром» входил в акционерный капитал газовых компаний Эстонии, Латвии и Литвы, в силу чего была проведена масштабная кампания по модернизации линейных участков и компрессорных станций «Сияния Севера», а также единственного в регионе крупного ПХГ «Инчукалнс» на территории Латвии. Это не только обеспечивало нормальное течение экспортных поставок, но и увеличивало энергетическую безопасность всей прилегающей территории России: в зимнее время поставки газа из «Инчукалнс» используются для обеспечения Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, а также Санкт-Петербурга.
Вне зависимости от террористических актов на дне Балтийского моря к концу сентября 2022 года поставки полностью были прекращены: по «Северному потоку», по «Ямал — Европе», поставки по «Северному потоку-2» и не начинались, резко снизился объем поставок по «Сиянию Севера», поскольку республики Прибалтики и Финляндия отказались от предложения «Газпрома» оплачивать газ в рублях. Обстоятельства, которые вызывают особую тревожность:
- В конце 2025 года заканчивается срок действия договора о транзите газа с Литвой.
- Возможность пользоваться услугами ПХГ «Инчукалнс» обусловлена только договором аренды части активных мощностей.
При этом все меры, необходимые для гарантированного обеспечения газом Калининградской области уже предприняты: построен единственный в России регазификационный терминал, «Газпром» приобрел FRSU «Маршал Василевский» и осенью этого года ввел в эксплуатацию среднетоннажный СПГ-завод на КС «Портовая» в Ленинградской области. Обеспечение нашего западного эксклава за счет поставок СПГ дважды отработано на практике — все составляющие такого сложного маршрута работают слаженно, замечаний к такой логистике нет. Кроме того, «Газпром» продолжает вести работу по дальнейшему расширению объемов ПХГ в подземных пластах каменной соли на территории Калининградской области, в непосредственной близости от регазификационного терминала, расчеты показывают, что такое ПХГ способно обеспечить безопасное прохождение ОЗП всем населенным пунктам и промышленности области. По пункту 2 в открытых источниках никакой информации нет, что в нынешних условиях объяснимо, но настороженности не снимает.
Отдельный вопрос, имеющий непосредственное отношение к ситуации с неработающими газовыми магистралями — снабжение тепловой и электрической энергии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Обеспечение теплом осуществляется комбинированными газовыми электростанциями, и в начале 2010-х годов, когда Эстония, на северо-востоке которой была построена дополнительная электростанция на горючих сланцах, отказалась импортировать электроэнергию из Ленинградской области, проблема уже возникала. Зимний переизбыток электроэнергии был купирован за счет строительства дополнительных ЛЭП и подстанций, обеспечивших возможность перетоков электроэнергии из ОЭС Северо-Запада в ОЭС Центра. В связи с вводом в эксплуатацию двух новых энергоблоков на Ленинградской АЭС, работающих на реакторах ВВЭР-1200, которые на 200 МВт мощнее выведенных из эксплуатации РБМК-100, та же проблема нарастала вновь. Зимой Ленинградской области нужна тепловая энергия, комбинированные электростанции одновременно с тепловой генерируют и электрическую энергию, разделить два эти процесса невозможно. В 2021 году проблему удалось решить компании «ИнтерРАО», которая кратно увеличила объем поставок электроэнергии в Финляндию через вставку постоянного тока под Выборгом, работающую с конца 1990-х годов. Однако в мае этого года Финляндия отказалась от импорта электроэнергии из России, поэтому нельзя исключать сложностей с теплообеспечением Ленинградской области и ее столицы уже в наступивший ОЗП. Технически реализуем только один вариант — снижение мощности выработки на новых блоках Ленинградской АЭС, но это нельзя считать оптимальным и экономически выгодным способом. Значительно более разумно — инвестиции в новые энергоемкие производства, только это обеспечит работу ОЭС Северо-Запада в режиме, который обеспечивает и уверенное прохождение ОЗП, и полное использование генерации на Ленинградской АЭС.
Напомню, транзитные мощности остановленных МГП в западном направлении: каждый из «Северных потоков» способен поставлять по 55 млрд кубометров в год, «Ямал — Европа» — 33 млрд кубометров в год. По «Сиянию Севера» объем снижения поставок составляет уже около 10 млрд кубометров: порядка 7,5 млрд кубометров совокупно перестали покупать республики Прибалтики и Финляндия, на 2,5 млрд кубометров снизились объемы поставок в Белоруссию, что связано с введением в строй первого энергоблока Белорусской АЭС. В конце этого — начале следующего года ожидается ввод в промышленную эксплуатацию второго энергоблока, что приведет к снижению поставок газа еще на 2–2,5 млрд кубометров в год. Общий объем снижения поставок в 2023 году, таким образом, составит около 155 млрд кубометров. При этом вся наземная часть всех перечисленных МГП технически исправна, проблемы возникли только с европейским и белорусским спросом. Остановить эти газовые магистрали и на территории России полностью возможным не представляется, поскольку они обеспечивают газификацию нескольких регионов России. Обеспечение рабочего давления в них — отдельная техническая задача, требующая дополнительных инвестиций. При этом никаких сообщений от «Газпрома» по этому поводу не поступает, как нет никакой информации и о предложении, которое прозвучало в мае этого года от губернатора Мурманской области на его встрече с президентом и было поддержано Путиным. Андрей Чибис предложил реанимировать старый проект газификации Мурманской области за счет газопровода из Ленинградской области через территорию Карелии. Проект интересный и нужный, но каким образом решать проблему прокладки МГП по гранитным грунтам в Карелии, в советские времена решить не смогли, и нет никакой информации, что такое решение разрабатывается сейчас.
Резюмируя. К западным границам России проложены МГП, не используемая транзитная мощность которых составляет не менее 150 млрд кубометров. Нарастает проблема «тепловая/электрическая генерация» в Санкт-Петербурге и области. Не очевидны перспективы дальнейшего сотрудничества с Латвией по вопросам, касающимся ПХГ «Инчукалнс». Информации о том, обсуждаются ли эти проблемы в «Газпроме» и в правительстве, — нет. Если в этих организациях расчет идет только на восстановление полномасштабного сотрудничества со странами, входящими в состав ЕС, то это говорит только о нарастании потенциальных рисков нарушения надежности обеспечения тепловой и электрической энергии всего северо-западного региона России. Единственным экономически оправданным способом решения всех перечисленных проблем представляется только один: оперативная разработка и немедленная реализация новых проектов, связанных с газопереработкой. Такое производство достаточно энергоемко, что позволяет полностью купировать проблему «тепловая/электрическая генерация» в Санкт-Петербурге и области. В том случае, если государство вложит в инвестиции часть профицитного внешнеторгового баланса в строительство заводов по производству аммиака и/или азотных сельхозудобрений, возможны следующие дополнительные результаты:
- создание дополнительных рабочих мест в депрессивных Новгородской и Псковской областях, дополнительные рабочие места в Ленинградской области;
- реализация подобных проектов на базе Гродненского и Речицкого ГПЗ резко усилит интеграционные процессы в Союзном государстве;
- появятся новые объемы продукции, востребованной в сотне иностранных государств, причем продукции более маржинальной, чем неперарботанный природный газ;
- появятся дополнительные обоснования для разработки и реализации государственной программы судостроения;
- появятся экономически оправданные проекты расширения железнодорожной сети в Смоленской, Псковской и Новгородской областях, которые в сложившихся внешних условиях можно считать еще и рокадными.
Фото на обложке: DPA
Комментарии