Энерго-климатическая проблематика в промышленности РФ и приоритеты политики повышения энергетической и экологической эффективности

Mospriroda

Перед нашим государством Президентом поставлены серьезные задачи: к 2060 году добиться углеродной нейтральности и к 2035 году снизить энергоемкость ВВП на 35% относительно 2019г.  Как мы видим, это две взаимосвязанные задачи, так как общеизвестно, что парниковые выбросы напрямую связаны со сжиганием ископаемого топлива. Это достаточно амбициозные планы как для государства в целом, так и для конкретных предприятий. Косвенно это затрагивает и все население, как потребителей продукции и энергоресурсов.

Как будут выполняться на практике эти решения? Какие возможности и механизмы для этого существуют? В этих и других актуальных вопросах климатической повестки разбирается Алексей Еленев, директор научно-технической компании «Сигма», разработчик Справочников по наилучшим доступным технологиям в России и Казахстане и председатель Комитета по энергосбережению Омской ТПП.

Углеродная нейтральность подразумевает равновесие выбросов и поглощений СО2. Мы не будем касаться в этой статье лесоклиматических проектов, таких как сохранение лесов и обводнение болот для увеличения поглощения СО2 и т.д.  В этом направлении достаточно много делается, причем на хорошей научной основе, с созданием так называемых «карбоновых полигонов». Например, проект "Евразийский карбоновый полигон", реализованный в Башкирии. Его целью является отработка методов мониторинга эмиссии и поглощения парниковых газов, оценка объемов эмиссии парниковых газов экосистемами и промышленными предприятиями изучение возможности депонирования углерода (предотвращения его попадания в атмосферу) различными системами.

Так же оставим в стороне использование возобновляемых и нетрадиционных источников тепловой и электрической энергии. В России ВИЭ и НВИЭ достаточно широко применяются, хотя еще остаются вопросы по использованию такого оборудования. Например, необходимость использования накопителей энергии и маневренных мощностей. Существующие системы           улавливания и хранения углерода (CCS, CCUS и др.) на сегодняшний день еще далеки от широкого внедрения и не являются существенной альтернативой прямому снижению выбросов.

Остановимся на экологических аспектах работы предприятий. Как известно, все предприятия, относящиеся к I категории в период до 2024-2025 года обязаны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). КЭР — это единый документ, который объединяет в себе такие нормоустанавливающие документы как: проекты НООЛР, НДВ, НДС. Также, при получении КЭР, обязательным условием является соответствие производства принципам наилучших доступных технологий (НДТ). В случае если производство им не соответствует - требуется подготовить и утвердить программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ).

Что мы имеем на сегодняшний день? Из предприятий ОНВОС I категории, только менее 10% получили КЭР. Одна интересная особенность. Из 221 предприятий, получившие в 2023 году КЭР, только 10 процентов имеют Программу повышения экологической эффективности (Рисунок1). В предыдущие года эта цифра еще меньше. Это свидетельствует о том, что выбросы этих предприятий не превышают технологических нормативов, и нет необходимости заниматься их снижением.  Анализ Справочников НДТ показал, что в принципе, технологические показатели в РФ являются достаточно демократичными и существенно отличаются по некоторым производствам от Европейских, да и, например, от Казахстанских технологических нормативов своей необычной «мягкостью».

 

Рисунок 1. Данные по полученным КЭР (по данным ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»).

 

Таким образом, получается, что жестких стимулов к снижению выбросов у предприятий нет. Хочется отметить, что, например, в Казахстане, перед разработкой Справочников, практически на всех предприятиях в ключевых отраслях промышленности были проведены энерго-экологические аудиты. По результатам была проведена оценка уже применяемых НДТ и возможность применения новых технологий для достижения технологических показатей, которые планировались установить в СНДТ. Такой подход позволил техническим экспертам, экологическим организациям, соответствующим государственным структурам и представителям предприятий найти консенсус при установлении достаточно жестких технологических показателей, которые по многим параметрам существенно ниже российских утвержденных показателей.

При формировании российских показателей для формирования СНДТ был использован метод анкетирования предприятий. К сожалению такой метод, как и энерго-экологические аудиты не всегда отражают истинное положение с выбросами, так как очень часто предприятия указывают не фактические уровни выбросов, а их расчетные значения. Высокие технологические показатели для загрязняющих веществ для ряда отраслей могут сыграть злую шутку с предприятиями. Когда планируется покупка и установка нового оборудования, как правило дорогостоящего, направленного на снижение выбросов с учетом текущих, «мягких» экологических показателей, мало кто думает, как будет это оборудование обеспечивать следующий этап ужесточения экологических требований. А если это произойдет сразу после внедрения этого оборудования и это оборудование будет не способно обеспечить новые значения? Конечно, для этого нужны долгосрочные дорожные карты, охватывающие несколько периодов действия СНДТ. Мы, конечно, можем, как обычно, ориентироваться на Европу и их показатели. Но кто сказал, что это тот уровень, к которому мы должны стремиться!

Международное энергетическое агентство назвало энергоэффективность «краеугольным камнем» для построения надежной и экологически устойчивой мировой энергетической системы. Повышение энергоэффективности и, как следствие, снижение расходов энергоресурсов, относится к наиболее эффективным, первичным мероприятиям по снижению выбросов. Но что мы имеем на сегодняшний день? С отменой обязательных энергоаудитов, система которых тоже, мягко говоря, была не идеальной, предприятия практически перестали заниматься энергосбережением. Исключение, пожалуй, составляют крупные  холдинги, где высокая корпоративная культура и хорошо функционирует система энергоменеджмента. На рисунке 2 приведена динамика изменения роста удельных расходов энергии на производство отдельных видов продукции [1].

 

Рисунок 2. Динамика удельных расходов в обрабатывающей промышленности

 

Представленные данные показывают, что в указанный период выросли удельные расходы энергии на производство алюминия, чугуна, синтетического аммиака, азотных удобрений, нефтепродуктов, синтетических каучуков, целлюлозы, цементных клинкеров и кирпича. Следует отметить, что при разработке СНДТ, например в цементной отрасли, прямо указано, что снижение выбросов СО2 при производстве цемента сегодня реально лишь за счет развития технологий повышения энергоэффективности производственного процесса.

Это вызвано тем, что степень рыночной готовности других технологий еще недостаточна.

Если мы обратим внимание на ТЭЦ и другие теплоснабжающие предприятия, то тоже увидим характерную картину. Из приведенных на рисунке 3 данных  следует, что с 2015 по 2021гг наблюдается рост удельных расходов топлива. Как мы знаем, это приводит не только к повышению тарифов для населения, но и вносит существенный вклад в выбросы парниковых газов.

 

Рисунок 3. Динамика удельных расходов на теплоисточниках

 

Так как же мы собираемся повышать энергоэффективность и достигать требуемого снижения энергоемкости производства? Регулируемые организации, вносящие существенный вклад в выбросы, практически не заинтересованы в снижении потребления энергоресурсов, да и средства на соответствующие инвестпрограммы им получить очень сложно. Все оставшиеся промышленные предприятия выведены из под контролирующих органов с точки зрения энергоэффективности. Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность повышения энергоэффективности как с точки зрения снижения выбросов, включая парниковые газы, так и с точки зрения снижения тарифной нагрузки на население.

Можно еще задаться одним вопросом. Ежегодные выплаты компенсации регулируемым организациям разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифами для населения составляет миллиарды рублей. А это все бюджетные средства! Надо задуматься, что вместо постоянной траты бюджетных средств, механизм получения которых устраивает регулируемые организациии, организовать все-таки обязательный экспертный аудит и инвентаризацию возможностей повышения энергоэффективности в этой сфере. Этим, как указывалось выше, мы решим несколько задач: снизим нагрузки на бюджеты, уменьшим роста тарифов для населения и обеспечим снижение выбросов для этой категории предприятий.

 

Литература

  1. Государственный доклад «О СОСТОЯНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ В 2021 ГОДУ.  МЭР РФ МОСКВА, 2022

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Robin Sommer

Комментарии