В середине XX века экологический туризм рассматривался как путешествия в нетронутые уголки планеты для ознакомления с природой, представителями дикой фауны и флоры. Постепенно сформировалось представление об экотуризме как ответственных путешествиях на природные территории с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, способствующими сохранению природы и качества жизни местного населения. В настоящее время экологический туризм (экотуризм) рассматривается как форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территориях. Особая роль отводится детско-юношескому экологическому туризму, направленному на формирование у обучающихся экологических знаний, экологической культуры, навыков бесконфликтного поведения в природе.
Экологический туризм в форме эколого-оздоровительных экспедиций на особо охраняемых природных территориях является важным элементом многих образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования экологического профиля, выполняет особые социальные, учебные и воспитательные функции. Основное отличие экотуризма в системе образования – наличие исследовательского компонента в реализации туристского маршрута. Помимо соблюдения природосберегающих норм поведения и знакомства с памятниками природы происходит активное познание природной среды.
Среди задач организации экотуристского маршрута следует выделить: обучающие (активное изучение природных объектов и процессов на туристском маршруте), развивающие (развитие метапредметных компетенций), воспитательные (природосообразное поведение и экологические ценности). При организации экотуристского маршрута обязательно следует учитывать основные принципы: проектирование маршрута по ООПТ или на других антропогенно мало затронутых природных территориях; соблюдение принципов экологически ориентированного поведения на маршруте («zero waste» – принцип «ноль мусора», использование существующей оборудованной дорожно-тропиночной сети, фиксированные места стоянок, запрет на использование неэкологичных материалов и др.); оценка потенциального ущерба от рекреационной нагрузки; запрет на сбор природных объектов, акустическое загрязнение среды; выполнение социально-полезной или природосберегающей работы на маршруте (например, сбор отходов) и, пожалуй, главный принцип – наблюдение объектов природы.
Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности (пешеходный, экспедиционный и водный туризм) строятся на основе конвергентного подхода, включают экотуристские маршруты, предусматривают выполнение междисциплинарных проектов. Например, отдельные модули по естественнонаучной направленности в программах базового или углубленного уровня могут включать: основы экологии и устойчивое развитие, школьный экологический мониторинг, проведение разнообразных экологических исследований, выполнение учебных проектов.
Значение школьного экотуризма (детско-юношеского туризма) как средства гармоничного развития и социализации учащихся чрезвычайно велико. Оно реализуется в форме спортивного похода, экспедиционного исследования, общественно-полезной деятельности по изучению и охране природного и культурного наследия регионов России. Туризм – важная составляющая неформального образования, средство формирования ценностных ориентиров и воспитания патриотизма, гражданской, этнической и региональной идентичности, толерантности, уважения к быту и обычаям других народов. Главная цель этого вида туризма ‒ не навредить природе и повысить при этом уровень экологической культуры школьников. Стать приверженцем активного вида отдыха никогда не поздно, главное, любить свою малую Родину, быть ответственным за свои действия и желать сохранения природных богатств для будущих поколений.
Фото на обложке: Unsplash / Reign Abarintos
Комментарии