ЭФФЕКТЫ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ. Как ЦБ рекомендует банкам их выявлять, анализировать и оценивать (ч.2)

Mospriroda

Чужих выбросов не бывает?

Если компания приходит в банк за кредитом, ее прямые выбросы парниковых газов, определяемые как Охват-1, становятся косвенными выбросами для банка, определяемыми как Охват-3. То есть выбросы вроде чужие, но все равно свои.

Поскольку любой банк осуществляет офисную работу, его прямые выбросы парниковых газов несущественны. Другое дело ситуация с заемщиками – для финансовых организаций большое значение имеют косвенные риски, связанные с подверженностью клиентов и контрагентов климатическим рискам. Поэтому Банк России рекомендует финансовым организациям оценивать, в том числе, выбросы парниковых газов заемщиков. Как это может делать банк?

Расчет выбросов финансируемых компаний рекомендуется выполнять по международным методикам Глобального протокола по парниковым газам (GHG Protocol), Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD), Партнерства по учету финансируемых выбросов углерода (PCAF). 

Банк России использование методики PCAF считает предпочтительным. На ее основе сначала определяется периметр расчета - какие категории активов будут включены (корпоративные кредиты, проектное финансирование, акции и облигации компаний и т.д.). Затем проводится сбор исходных данных по этим активам - информация о компаниях-контрагентах, данные об их выбросах парниковых газов, финансовые показатели компаний (выручка, активы, капитал). Скорее всего эти данные будут аккумулироваться банками во внутренних базах данных на основе анкет, которые они будут направлять своим клиентам.

Для определения доли банка в выбросах финансируемых компаний расчет по методике PCAF проводится отдельно для каждого вида активов на основе доли финансирования, предоставленного банком, и общих выбросов компании. 

Агрегированные результаты расчетов рекомендуется нормализовать для получения показателей "углеродной интенсивности" кредитного и инвестиционного портфеля, то есть перевести из абсолютных значений в удельные, например, выбросы на единицу капитала или дохода финансируемой компании. Это позволяет проводить сравнительный анализ и бенчмаркинг.

Полученные результаты можно использовать для оценки подверженности кредитного и инвестиционного портфеля климатическим рискам, целеполагания по снижению "углеродного следа" и разработки финансовых продуктов. При этом банкам и некредитным финансовым организациям рекомендуется не только измерять, но и раскрывать выбросы парниковых газов своих клиентов.

Какие данные банки могут запрашивать у заемщиков?

При оценке климатических рисков клиентов или контрагентов банки, скорее всего, будут дополнительно учитывать, как клиенты и контрагенты управляют своими климатическими рисками.

Поскольку оценка климатических рисков, как правило, затруднена из-за недостатка данных, банки будут сотрудничать с ключевыми клиентами и контрагентами, чтобы учесть, как они управляют своими климатическими рисками. Какую информацию регулятор рекомендует запрашивать?

Первый блок информации – об управлении климатическими рисками. В частности, по этому направлению банки могут запрашивать у заемщиков, клиентов и контрагентов:

  • как распределена ответственность по вопросам изменения климата в рамках системы корпоративного управления;
  • учтены ли климатические риски в политике компании в части организации системы управления рисками и внутреннего контроля;
  • каковы результаты анализа подверженности организации физическим и переходным климатическим рискам, включая количественную (финансовую) оценку климатических рисков.

Причем, в контур запрашиваемой информации войдут не только данные в отношении выбросов парниковых газов, но и мероприятия по адаптации к переходным и физическим климатическим рискам, а также возможности, которые появляются у компаний в связи с изменением климата.

Второй блок информации – о климатической политике или стратегии, где отражены планы как в части смягчения последствий изменения климата, то есть митигации, так и в части адаптации к климатическим изменениям.

Третий блок информации – о привлечении финансирования и получении финансовых услуг для целей реализации климатического перехода (в том числе привлечение финансирования посредством выпуска зеленых, адаптационных, устойчивых облигаций, облигаций, связанных с целями устойчивого развития, а также облигаций климатического перехода).

Четвертый блок информации – о реализации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития.

В соответствии с принципом пропорциональности и в целях снижения издержек для небольших финансовых организаций вместо самостоятельного анализа климатических рисков клиентов и контрагентов Центральный банк допускает возможность использования ресурсов информационных агентств, научных и исследовательских организаций и общедоступной информации, размещенной на официальных интернет-сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России.

Если клиент не управляет климатическими рисками?

С одной стороны, Банк России прямо указывает, что финансовым организациям «крайне не рекомендуется» ограничивать доступ к финансовым услугам и устанавливать критерии исключения из покрытия финансовыми услугами для клиентов из определенных отраслей (негативный скрининг). Это касается, в том числе, услуг страхования, обязательность получения которых предусмотрена федеральным законодательством.

Напомним, что политика исключения – определенных активов, компаний и даже целых отраслей – довольно распространенный прием со стороны банков и институциональных инвесторов за рубежом. В частности, во многих западных и глобальных финансирующих организациях под политику исключения подпадают предприятия угольной промышленности.

Несмотря на то, что российский регулятор подобную политику исключения, которая ограничивает доступ компаний к финансированию, не поддерживает, он рекомендует банкам рассмотреть следующие меры для снижения рисков и смягчения последствий реализации климатических рисков:

  • включение в договор обязательств для клиентов/контрагентов по улучшению практик управления климатическими рисками с указанием конкретных сроков и, если применимо, мероприятий, а также пороговых значений показателей, которые нельзя превышать либо необходимо достигнуть;
  • снижение сроков кредитования, повышение дисконтов при оценке активов для финансирования, снижение размеров лимитов на финансирование, инвестиции и страхование;
  • пересмотр ковенант в соглашениях о финансировании, инвестициях, страховании и перестраховании.

Финансовым организациям рекомендуется оказывать содействие клиентам и контрагентам для стимулирования их перехода к практикам управления климатическими рисками и увеличения устойчивости к ним.

То есть вместо распространенной на глобальных рынках политики исключения, Банк России рекомендует не менее известную политику, которую хорошо представляет следующее выражение: «не можешь – научим, не хочешь…»

И в заключении про гринвошинг. Банк России рекомендует финансовым организациям учитывать риски гринвошинга, связанные с возможным распространением клиентами и контрагентами ложных, недостоверных или неполных сведений об учете климатических рисков в их деятельности. Для этого может проводиться собственная оценка или использоваться заключение третьих лиц. Для обеспечения актуальности информации могут проводиться периодические проверки заемщиков.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash / Sean Pollock

Комментарии