Число жителей в Москве растет, число автомобилей — тоже, при этом воздух в городе год от года становится чище. В поисках свежего воздуха москвичам даже не обязательно выезжать за город. Как такое стало возможным, при чем здесь каршеринг и такси, а также — куда податься в столице, чтобы вдохнуть полной грудью, разбирался Plus‑one.ru.
Пятилетний минимум
Пандемический 2020 год был уникальным во многих отношениях, и экологическая ситуация в Москве — не исключение. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) оказался минимальным с 2005 года — 2,6. Индекс составляется на основе измерений концентраций пяти основных загрязняющих веществ, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, которые содержатся в атмосфере любого мегаполиса, — оксида углерода, диоксида азота, озона, взвешенных частиц РМ10 и диоксида серы. Для сравнения: значение ИЗА в 2019 году было на уровне 2,9; в течение последних 15 лет индекс колебался в диапазоне от 2,7 до 3,6.
Транспорт является основным источником загрязнения воздуха в больших городах, а во время локдауна транспортный поток сократился. В Москве воздух оказался чище на 30-50% относительно обычного уровня. Особенно это было заметно вблизи автотрасс: содержание оксида углерода здесь упало в 1,5 раза, диоксида азота — в 1,5 раза, оксида азота — в 2,2 раза, взвешенных частиц РМ10 — в 1,5 раза. Эффект почувствовали и в жилых районах, где содержание оксида углерода сократилось в 1,5 раза, диоксида серы — в 1,1 раза, диоксида азота — в 1,7 раза.
Но локдаун закончился, а уровни загрязнения воздуха, похоже, не вернулись к прежнему уровню. ИЗА подсчитывается по итогам года, так что придется немного подождать, чтобы узнать точную цифру, но в ежедневных сводках Мосэкомониторинга постоянно стоит пометка: «Уровень загрязнения ниже допустимых значений».
Мировая тенденция
Воздух в Москве действительно год от года становится чище, и дело не только в коронавирусной аномалии. Так, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, по сравнению с 2014 годом концентрация взвешенных частиц РМ10 сократилась на 24%, РМ2,5 — на 27%, оксида азота — вдвое. Среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ в Москве в целом не превышают установленных нормативов.
По чистоте воздуха Москва находится на сопоставимом уровне с такими мегаполисами, как Париж, Лондон, Стокгольм и Берлин. Как и в Москве, в этих городах с каждым годом дышится легче.
Так, в Париже максимальные концентрации оксида углерода в 10 раз ниже, чем в начале 1990-х. В Стокгольме среднегодовая концентрация угарного газа в 2019 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 47%. В Гонконге с 2017-го по 2019 год концентрация оксида углерода уменьшилась на 14,2%.
Транспортная перезагрузка
В Москве количество транспорта постоянно растет. За последние 10 лет парк автомобилей вырос на 543 тыс. единиц. В начале 2021 года он составлял, по данным МВД, 4,499 млн машин. Большая часть — личный транспорт.
Двигатели внутреннего сгорания беспощадны к окружающей среде. Расходуя в среднем 15 л топлива в сутки, обычный автомобиль выбрасывает в атмосферу около 9 кг углекислого газа. Поэтому один из главных приоритетов властей Москвы — сокращение количества выхлопов в атмосферу от автотранспорта.
Для этого, например, автобусный парк переводится на электротягу. Речь о почти 750 электробусах, которые уже сегодня «бегают» по 52-м маршрутам мегаполиса. В конце лета блогеры заметили автобус, который будет двигаться на водороде. Он пока проходит испытания, но его эксплуатация начнется уже в следующем году.
Власти Москвы стимулируют и развитие личного электротранспорта. Для владельцев электромобилей до конца 2024 года отменили транспортный налог, они могут бесплатно парковаться на городских парковках, растет число зарядных станций. Пока количество электромобилей в городе невелико — около 2 тыс. машин на июль 2021 года (по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы). Значит, есть куда расти.
Чем меньше автомобиль будет стоять в пробках, тем меньше выбросов попадет в атмосферу. Совершенствование дорожной сети, строительство новых дорог и магистралей — другое направление работы властей. Дороги в Москве строятся каждый год. Благодаря развитию дорожной сети за последние 10 лет среднее время поездки по городу сократилось на девять минут, а число загруженных участков на магистралях, где постоянно образовывались заторы, уменьшилось на 18%.
Огромное значение в снижении автомобильных выбросов имеет такой параметр, как связность дорог и районов города. Уже построена Северо-Западная хорда, значительная часть Южной рокады и ряд участков Северо-Восточной хорды. После завершения строительства Северо-Восточной хорды общегородской пробег сократится на 40 тыс. машин в час. В целом система хордовых магистралей на 17% уменьшит выбросы диоксида азота и на 21% — оксида углерода. Концентрации диоксида азота вблизи автотрасс сократятся до значений, стабильно не превышающих норматив. Суммарный положительный эффект затронет не менее 6,5 млн человек.
Одновременно совершенствуется система общественного транспорта на электрической тяге. Строительство новых линий метрополитена и ввод в эксплуатацию МЦК и МЦД сократили количество поездок на автомобилях. Эксперты подсчитали, что только за счет запуска первых двух линий МЦД выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта могут уменьшиться на 7 588 тонн в год. А это около 3% от всех выбросов легковых автомобилей в целом по Москве.
Альтернативой личному автомобилю выступают также сервисы такси и каршеринга. Рынок услуг такси за считанные годы стал цивилизованным. Введены субсидии таксистам, желающим приобрести современные (и более экономичные) машины класса не ниже Евро-4. В 2015 году при поддержке правительства столицы запущены первые сервисы каршеринга, совершено более 120 млн поездок. Все автомобили в каршеринге относятся к экологическому классу не ниже Евро-5. В результате, по данным Росприроднадзора, по сравнению с 2011 годом количество выбросов от автомобилей снизилось в 2,7 раза.
Новая промышленная революция
Для многих мегаполисов, помимо автомобилей, серьезным источником загрязнений остаются промышленные предприятия. В Москве такие мегазаводы, как ЗиЛ, «Серп и молот», «Красный богатырь», прекратили работу или вывели свои производства за пределы города. Их территории застраиваются современным жильем или превращаются в креативные озелененные городские пространства.
Задача властей — минимизировать негативное воздействие на окружающую среду работающих предприятий. Так, масштабная реконструкция идет на АО «Газпромнефть-МНПЗ». После ее окончания в 2025 году количество вредных выбросов в атмосферу должно уменьшиться примерно в четыре раза.
Сейчас системами локального экологического мониторинга оснащены 54 промышленных предприятия города, в числе которых ТЭЦ, мусоросжигательные заводы, другие предприятия. По их данным, в 2020 году по сравнению с предыдущими годами количество случаев превышений нормативов выбросов промышленными предприятиями в Москве уменьшилось.
«В современной постиндустриальной экономике качество окружающей среды становится ключевым фактором капитализации городской экономики, — говорят в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. — Если прежде города соревновались в числе размещенных на их территории предприятий, то теперь инвесторы смотрят на качество воздуха, воды, уровень шума, число зеленых насаждений. Города с высоким качеством жизни привлекают инвестиции и демонстрируют опережающее развитие, это видно по всем мировым рейтингам. Именно в этом направлении движется наша политика».
Зеленый мегаполис
Московские зеленые зоны — это не только скверы и парки, но и особо охраняемые природные территории, где сохраняется естественный природный ландшафт и поддерживается биоразнообразие. Сейчас в городе — 142 ООПТ федерального и регионального значения, их общая площадь — более 19,6 тыс. га. «Число ООПТ постоянно растет, и часто цифры устаревают быстрее, потому что статистика отстает от реальности, — говорят в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. — Развитие особо охраняемых территорий является приоритетом. Парк — хорошо, деревья — отлично, но ничто не заменит сформированные самой природой и заботливо сохраненные человеком ландшафты. Вклад таких территорий в поддержание качества окружающей среды невозможно переоценить».
В Москве реализуется интересный проект: когда в семье рождается малыш, родители могут пройти тест-игру и узнать, какое дерево посадить в честь ребенка. Речь идет о семейно-экологическом проекте «Наше дерево», который дает возможность бесплатно посадить дерево в одном из московских парков. За два года работы проекта посажено 7,5 тыс. деревьев. Проект призван вовлечь горожан в озеленение Москвы.
Парки, заказники и памятники природы есть практически в каждом районе города. Число ООПТ в Москве продолжает расти — только в 2020-2021 годах их площадь увеличилась на 1,8 тыс. га.
Количество зеленых зон напрямую влияет на экологический рейтинг районов Москвы, в том числе с точки зрения качества воздуха. Так, в число самых экологически благополучных районов входят Строгино, Хорошево-Мневники и Крылатское. Здесь расположены Москворецкий парк и лесопарк «Строгино», ландшафтный парк «Крылатские холмы», памятник природы «Серебряный бор» и другие ООПТ.
Климатический вызов
Есть еще нечто важное, о чем редко говорят, а зря, — это климат. Сегодня передовые мегаполисы готовы взять на себя ответственность за формирование климатической повестки наравне со странами. И Москва идет в авангарде этого процесса. «Наши действия и инициативы рассматриваются через призму климатической устойчивости, и этот угол зрения постепенно становится превалирующим, — говорят в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. — Сокращение выбросов, формирование осознанности как на уровне крупных структур, так и среди населения, развитие особо охраняемых природных территорий как часть климатических действий — именно так выстроена логика нашей работы».
Дает ли это плоды? Судите сами. Лето 2021 года выдалось в столице аномально жарким. Но эксцессов, как в 2010 году, не наблюдалось. Специалисты ДПиООС Москвы постоянно следили за ситуацией. Прошло чуть более десятилетия после «великого смога» 2010 года, а он уже воспринимается примерно так же, как диккенсовские туманы современными лондонцами, как нечто давно минувшее.
Поддержать динамику
Главный вызов для муниципальных властей во всем мире — снижать выбросы в атмосферу, поддержав эффект, которого удалось достичь в пандемийный год, говорят эксперты IQAir.
Власти Москвы намерены следовать в этом направлении. Так, на улицах появится еще больше электробусов: до конца 2021 года их будет уже 1 тыс., в 2022 году закупят еще 420, а с 2023 года городом будет закупаться по 855 электробусов в год. До 2032 года планируется заменить весь городской автобусный парк на электробусы.
Вырастет и количество зарядных станций для электромобилей. До конца 2023 года в Москве рассчитывают построить 600 станций.
Не останавливается развитие дорожной инфраструктуры. В течение 2021-2023 годов будет построено еще 258 км дорог, 88 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода. Так, строящиеся сейчас хорды (СВХ, ЮВХ и Южная рокада) улучшат доступность 73 районов Москвы, где живут 7 млн человек.
В 2019 году аналитики ОЭСР опубликовали исследование The Economic Cost of Air Pollution: Evidence from Europe. В нем они доказали взаимосвязь между чистым воздухом и экономическим ростом. Чем чище воздух — тем лучше самочувствие сотрудников, тем выше производительность труда, а значит, быстрее растет ВВП. Так, снижение концентрации PM2,5 на 1 мкг/куб. м увеличивает ВВП на 0,8%.
«Качество жизни москвичей, здоровье населения находятся в фокусе нашего внимания, — говорят в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. — Вам известна мировая статистика, которая показывает, насколько серьезное влияние грязный воздух оказывает на здоровье. Отрадно, что в числе жалоб москвичей претензии к воздуху занимают далеко не первое место, и чем дальше, тем звучат реже. Это значит, что мы на правильном пути».
Автор: Наталья Горова
Комментарии