«Для продвижения „зеленой“ продукции бизнесу нужны и кнут, и пряник»

Главред

Фото: SolStock / iStock

Еще недавно тема использования вторичных ресурсов не была толком отрегулирована законодательно. К сожалению, вся регуляторика заточена на модели развития бизнеса, заложенные еще в прошлом столетии. Это так называемые линейные модели. В большом количестве секторов — той же пищевой продукции, продукции медицинского назначения и так далее — санитарно-эпидемиологические нормы заведомо предполагают использование обширной номенклатуры одноразовой полимерной упаковки, в том числе многосложной, сложно перерабатываемой или не подлежащей переработке вовсе (в пандемию это стало особенно очевидным).

Механизмы «дискриминации» неэкологичной, не отвечающей принципам устойчивого развития продукции в розничной торговле также не закреплены законом. Ни один ретейлер в России не может в одностороннем порядке отказаться от какой бы то ни было «незеленой» продукции, поскольку рискует быть обвиненным в злоупотреблении своей рыночной мощью и ограничении доступа такой продукции на рынок, а это нарушение антимонопольного законодательства.

Вторая проблема заключается в том, что себестоимость продукции, произведенной по самым современным, «зеленым» технологиям и отвечающей требованиям экологического и социального благополучия, часто оказывается выше (как минимум на 60%) аналогичной, отвечающей лишь базовым законодательным нормам.

Готов ли потребитель платить больше или вовсе менять свои привычки, складывавшиеся в последние десятилетия? Как видите, и в этом вопросе бизнесу необходимо адекватное сочетание мер прогрессивной мотивации, так называемого кнута и пряника.

Фото на обложке: AleksandarNakic / iStock

Комментарии