Аномальная жара: план действий и меры предосторожности

Главред

Изменение климата, которое выражается в возрастании частоты возникновения и продолжительности так называемых волн жары/холода, сказывается на здоровье населения. Более того, характер и увеличение интенсивности этого воздействия становятся все более очевидными. Большое внимание этому вопросу стало уделяться после нескольких эпизодов аномальных явлений, апогеем которых в начале XXI века стала жара в Европе летом 2003 года. После этого адаптация населения и городских структур к воздействию климатических изменений стала одним из основных направлений деятельности национальных правительств и руководства мегаполисов во всем мире, а правительства многих европейских стран приняли решения о создании систем оповещения о волнах жары (Heat Wave Warning Systems, HWWS).

Связанная с жарой смертность является частым явлением летом, но многие из этих смертей можно предотвратить. Снизить дополнительное число смертельных исходов, обострение климато-зависимых заболеваний возможно при осуществлении специального Плана действий, включающего раннее оповещение о наступлении жары, мобилизацию медиков, информирование населения о мерах личной профилактики, увеличения числа «комнат прохлады» для пенсионеров и другие меры.

Эффективность действия таких планов уже доказана в ряде стран, где удалось снизить число ожидаемых смертельных исходов. Например, во Франции в 2006 году благодаря активной работе системы здравоохранения, получившей вовремя информацию о наступающей жаре, удалось на 30% уменьшить прогнозируемое число дополнительных случаев смерти из-за жары.

Одним из ключевых элементов адаптации к климатическим изменениям в части здоровья населения являются эффективные меры по снижению воздействия волн жары. Основные принципы формирования планов действий в периоды аномальной жары определены в руководстве ВОЗ «Планы действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары».

В Российской Федерации руководящим документом по разработке планов действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары является письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 года № 14-3/10/2 — 3936 «О направлении Плана действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары», которое подготовлено на основе вышеуказанных рекомендаций ВОЗ.

Основные элементы планов действий по защите здоровья населения от воздействия жары (Руководство ЕРБ ВОЗ «Планы действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары»)

Выделяются восемь ключевых элементов планов действий, определяющих их успех:

 

1. Соглашение о головном учреждении (которое должно заниматься координацией механизма сотрудничества между органами и учреждениями и руководить принятием мер в случае возникновения чрезвычайной ситуации);

 

2. Системы достоверного и своевременного оповещения (системы оперативного оповещения о необходимости защиты здоровья от жары, включая экстренные оповещения, определение критериев для принятия мер и оповещения о рисках);

 

3. План информирования населения о воздействии жары на здоровье (какая информация распространяется, для кого и когда);

 

4. Уменьшение воздействия жары в закрытых помещениях (среднесрочные и краткосрочные стратегии, рекомендации, касающиеся методов поддержания прохладной температуры в помещениях во время жары);

 

5. Оказание специальной помощи уязвимым группам населения;

 

6. Обеспечение готовности системы здравоохранения и органов социальной защиты (планирование и обучение кадров, надлежащее медицинское обслуживание и инфраструктура);

 

7. Долгосрочное городское планирование (предполагающее такой подход к проектированию зданий и сооружений и проведение такой энергетической и транспортной политики, которые в итоге должны обеспечить 1. уменьшение воздействия жары);

 

8. Надзор и оценка в режиме реального времени.

 

Кроме того, важнейшим элементом является мониторинг и оценка реализации плана после каждого сезона и при необходимости его совершенствование.

Одной из основных задач в планах по адаптации к аномальным погодным условиям стоит установление критериев для них.

Для населенных пунктов, расположенных в различных климатических зонах, существуют соответствующие значения температурного комфорта, при которых регистрируются минимальные показатели смертности от климатически зависимых причин. Более теплые районы имеют более высокую, а холодные — более низкую оптимальную температуру.

При этом зависимость между температурой и смертностью не линейна по всему температурному диапазону. Для некоторых причин смерти (например, для смертности от всех естественных причин и сердечно-сосудистых заболеваний) она имеет вид V‑ или U‑образной кривой с минимумом в определенной точке, значения вокруг которой и можно назвать областью температурного комфорта. Общепринятого определения для нее не существует.

Поэтому понятие жары определяется индивидуально не только для каждой климатической зоны, но даже для отдельных городов и конкретно мегаполисов. Периоды сильной жары — это редкие явления, различающиеся по своему характеру и воздействию даже в пределах одной и той же местности.

Перечень лиц, которые входят в группу риска во время жары, достаточно велик. Это люди пожилого возраста, с хроническими заболеваниями и с ограниченной подвижностью, в том числе лежачие больные, одинокие, лица, проживающие на верхних этажах зданий и в зданиях без лифта, дети до четырех лет и грудные младенцы. Низкий социальный статус, плохое качество жилья, отсутствие кондиционеров, физическая и социальная изоляция пожилых лиц также являются дополнительными факторами риска.

В крупных городах в группу риска также входят люди, живущие или работающие в «островах тепла», то есть в микрорайонах городской застройки, которые нагреваются сильнее окружающей местности и удерживают накопленное за день тепло всю ночь.

Планы действий органов власти во время жары разработаны во многих городах США и Европы. Они могут включать мероприятия, которые необходимо реализовывать в среднесрочной перспективе для подготовки к жаре, например, оборудование кондиционерами социально значимых объектов, а также перечни действий, которые должны быть предприняты в период действия предупреждений о жаре в зависимости от выделенных уровней опасности. Планы действий являются рамочными стратегическими документами, определяющими цели и задачи, они разграничивают полномочия и ответственность различных органов власти, описывают механизмы их взаимодействия в периоды жары и определяют перечень подготовительных мероприятий.

Региональные Планы действий по минимизации вреда от воздействия волн жары/холода и других неблагоприятных метеорологических условий начали разрабатываться в России с 2009 года, когда ВОЗ инициировала проект «Воздействие изменений климата на здоровье населения и оценка возможностей адаптации на севере Российской Федерации». Одним из первых стал План действий города Москвы, утвержденный мэром Москвы в 2013 году.

План действий города Москвы основан на типовом плане действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары, утвержденном распоряжением правительства РФ от 20 сентября 2008 года № 1372-р, научно обоснован с учетом особенностей столицы в рамках научно-исследовательской работы на основании оценки последствий аномально жаркой погоды в 2010 году.

Особенностью Плана действий города Москвы является учет не только среднесуточной температуры воздуха, но и уровня его загрязнения. Планом устанавливается четыре уровня опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха (в зависимости от среднесуточной температуры воздуха, среднесуточной концентрации РМ10 и озона) для здоровья населения. Критерии опасности определены на основании показателя прироста смертности населения при повышении указанных показателей (Таблица 1).

Таблица 1. Критерии и уровни опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха для города Москвы

 

Условия объявления уровня опасности

Уровень опасности

Среднесуточная температура, °C

Среднесуточная концентрация взвешенных частиц РМ10,
мкг/м3

Среднесуточная концентрация озона (среднедневная восьмичасовая концентрация озона),
мкг/м3

Низкий (допустимый, «зеленый») До 21 До 60 До 53
(до 100)
Первый уровень (настораживающий, «желтый») От 21 до 22 От 61 до 100 От 52 до 102
(от 100 до 130)
Второй уровень (средний, «оранжевый») От 22 до 23,6 От 100 до 140 Свыше 102 до 151
(от 131 до 160)
Третий уровень (высокий, «красный») От 23,6 Свыше 140 Свыше 151
(свыше 160)

 

Планом предусматривается участие 18-ти органов исполнительной власти города Москвы, а также ГУ МЧС России по Москве и АНО «Гидрометеобюро Москвы и Московской области» в мероприятиях по снижению негативного воздействия жары на здоровье населения.

Меры по снижению воздействия включают:

  • заблаговременное информирование населения о наступлении жары и о мерах по защите от ее негативных последствий. Ответственный: Департамент природопользования и Департамент СМИ и рекламы;
  • работа патронажной службы, увеличение запасов, оборудование кондиционируемых помещений в центрах социальной защиты населения. Ответственный: Департамент социальной защиты населения;
  • готовность системы здравоохранения к повышенной нагрузке, оборудование кондиционируемых помещений на объектах здравоохранения и готовность аптек к закупке защитных средств в случае наступления задымления. Ответственный: Департамент здравоохранения города Москвы;
  • формирование перечней общественных зданий, готовых обеспечить свободный доступ населения в кондиционируемые помещения. Ответственный: префектуры.

Концепция среднесрочных мероприятий включает повышение качества прогнозирования, увеличение количества «прохладных зон» в социальных учреждениях, совершенствование систем обеспечения нормативного воздухообмена и нормативной температуры в подвижном составе наземного общественного транспорта и метрополитена и другое.

Результаты работы Плана действий города Москвы горожане могли ощутить и в период аномальной жары в 2022 году.

Аномальная жара в Москве

Самая длительная волна аномальной жары в Москве наблюдалась летом 2010 года на фоне природных пожаров. Всего тогда в столице было 44 дня с температурой воздуха выше 30 °C (при норме — четыре дня), из них 33 — подряд (с 14 июля по 15 августа). В течение 15 дней температура превышала 35 °C (при норме — один день в четыре года), из них восемь дней — непрерывно (с 22 по 29 июля). В самые жаркие дни, 28–29 июля и 4 августа, среднесуточная температура превышала 30 °C (норма — 18,5 °C). Установлено 22 суточных рекорда максимальной температуры, из них два в июне, 10 в июле (+ месячный и абсолютный) и 10 в августе (+ месячный).

 

Лето 2022 года также стало в Москве одним из самых жарких и сухих. Средняя температура июня составила 18,8 °C (аномалия +2.2 °C), июля — 20,7 °C (аномалия +2,5 °C), августа — 21.9 °C (аномалия +4,3 °C). И если в целом лето 2022 года уступает показателям рекордного 2010 года, то август 2022 года стал самым жарким в истории столицы, перекрыв рекордный до этого август 2010 года на 0,1 °C. В Москве за сезон отмечалось несколько волн жары. Температура около или выше 30 °C наблюдалась в Москве в последние пять дней июня, в первой декаде и последней пятидневке июля. В августе больше 10 дней столбики термометров приближались к 30 °C.

 

В июне и августе погоду в основном определяли антициклоны, стояла сухая погода. В Москве в июне выпало 61% от нормы осадков. Август стал засушливым, за месяц выпало лишь 5% от нормы. И только в июле уровень осадков соответствовал норме.

 

Как и летом 2010 года, большую часть августа 2022-го погоду в Москве определял блокирующий антициклон, который охватил центральные районы Европейской части России и Урал.

 

Продолжительные периоды сухой и жаркой погоды на европейской части России стали причиной природных пожаров в августе.

В настоящее время в городе реализуются следующие мероприятия, направленные на минимизацию негативных последствий жары:

  • на портале mos.ru, в СМИ и на объектах общественного транспорта размещается информация о наступлении жары с рекомендациями врачей (предупреждения ГУ МЧС России по городу Москве на основе критериев ЦГМС);
  • в центрах социального обслуживания открыты «комнаты прохлады» (информация размещена на портале mos.ru с указанием телефонов);
  • городские поликлиники оборудованы кулерами и кондиционерами;
  • на отдельных станциях метрополитена и МЦК осуществляется раздача питьевой воды;
  • в большей части подвижного состава метрополитена и наземного транспорта установлены кондиционеры;
  • осуществляется полив дорожного полотна в учащенном режиме и аэрация воздуха.
  • на отдельных станциях метрополитена и МЦК осуществляется раздача питьевой воды.

 


Источники:

1. Планы действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары. Руководство под редакцией F. Matthies, Gr. Bickler, N.C. Marin, S. Hales. Всемирная организация здравоохранения, 2011 г., 66 с.

2. WHO Regional Office for Europe. Public health and climate change adaptation policies in the European Union: final report. World Health Organization, Copenhagen 2018

3. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Отчеты 1, 2, 3 по результатам научно-исследовательской работы на тему: «Разработка научно-методических основ системы информирования населения при аномальных погодных условиях и высоком загрязнении атмосферного воздуха, разработке системы оценки качества воздуха с градациями по степени опасности для населения, включая меры по снижению опасности для населения от аномальных погодных условий и высокого загрязнения атмосферного воздуха», под рук. Б.А.Ревича, Москва, 2012

4. Confalonieri, U.; Menne, B.; Akhtar, R.; Ebi, K.L.; Hauengue, M.; Kovats, R.S.; Revich, B.; Woodward, A. Human Health. In Climate Change 2007: Impacts, Adaptation and Vulnerability; Contribution of Working Group II to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change; Parry, M.L., Canziani, O.F., Palutikof, J.P., van der Linden, P.J., Hanson, C.E., Eds.; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2007; pp. 391-431.

5. Morgan G., Sheppeard V., Khalaj B. et al. Effects of bushfire smoke on daily mortality and hospital admissions in Sydney, Australia // Epidemiology. — 2010. — V. 21. — N. 1. — P. 1–9.

6. Fouillet A., Rey G., Wagner V., Laaidi K., Empereur-Bissonnet P., Le Tertre A. et al. Has the impact of heat waves on mortality changed in France since the European heat wave of summer 2003? A study of the 2006 heat wave. International Journal of Epidemiology, 2008,37(2): 309-317.


Фото на обложке: Derek Yung / iStock

Комментарии