10.11.2023
Страны разрабатывают свои системы трансграничного углеродного регулирования
В мае 2023 года был принят Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза, который устанавливает механизм пограничной углеродной корректировки — трансграничное углеродное регулирование (ТУР). Это наиболее заметный финансовый инструмент в глобальной углеродной политике, и он уже начал активно распространяться за пределами ЕС.
Так, 1 октября 2023 года именно в ЕС стартовал первый шаг перехода к ТУР. Правила реализации первого этапа будут действовать до конца 2025 года.
Механизм трансграничного углеродного регулирования предполагает постепенное введение пошлин на выбросы CO2 в части товаров, импортируемых в Евросоюз иностранными государствами. Речь идет об обложении углеродным налогом товаров, при производстве которых в атмосферу выбрасываются крупные объемы парниковых газов (например, цемент, железо, сталь, удобрения, алюминий или водород). Под механизм попадают производители, у которых нет специальных «зеленых» сертификатов, которые бы подтверждали низкоуглеродный «происхождение» их продукции.
Однако на первом этапе, то есть до конца 2025 года, никаких дополнительных пошлин для импортеров не будет. В течение переходного периода европейские компании должны будут лишь отчитываться о выбросах, связанных с импортируемой продукцией. Планируется, что полученные из отчетов данные помогут доработать систему и перейти к основному этапу реализации ТУР. Таким образом, платежи за импортируемую продукцию с высоким углеродным следом, планируется ввести только с начала 2026 года.
Сегодня же и Великобритания приступила к разработке собственного национально ТУР, что станет ответом на ТУР ЕС. Китай также работает над созданием своей системы. По информации Всемирного банка Тайвань принял закон о введении ТУР для углеродного импорта еще в январе 2023г. Число стран «дружественных» России по прогнозам тоже внедрят свой собственный ТУР, который будет полностью или частично совпадать по функционалу с ТУР ЕС. Активное развитие национального ТУР позволит России достигнуть сразу несколько независимых целей.
Во-первых, это противодействие изменению климата за счет борьбы с утечкой углерода (в том числе борьбы с экономическими факторами, стимулирующими производство продукции). Это позволит сократить общий объем глобальных выбросов, а значит потенциально сократит выбросы парниковых газов.
Во-вторых, будет создан экономический инструмент защиты национальных производителей продукции, экспортируемой в юрисдикции с работающим ТУР, от расходов, возникающих у них в рамках иностранного ТУР.
Принятие ТУР как правило сопровождается легальной формализацией национальной концепции цены на углерод — это является неотъемлемой частью регулирования и формирует его экономическую составляющую. Данная формализация позволяет прекратить многочисленные дискуссии относительно инструментов углеродного ценообразования, и действительно сформирует цену на углерод. Например, в ЕС легальное определение цены на углерод впервые появилось именно в рамках Регламента и закрепило все ее элементы, которые принимаются в расчет. Европейские регуляторы не просто остановили свой выбор на инструментах прямого углеродного ценообразования, но и подтвердили практическую ценность формализации такого инструмента, как цена на углерод, именно в контексте существования ТУР, а не отдельно от него.
Практическая ценность подхода к определению цены на углерод возникает, например, в случае ее применения к следующим аспектам экономических отношений:
-
иностранный аспект — для уменьшения финансовой нагрузки национальных производителей в рамках иностранного ТУР с учетом уплачиваемой ими национальной цены на углерод;
-
национальный аспект — создание базового финансового показателя, в том числе для целей расчета финансовой нагрузки в рамках национального ТУР.
Таким образом для достижения наиболее значимого эффекта и результата, получаемого за счет функционирования ТУР и цены на углерод, разработка и формализация каждого из них не должна идти в отрыве от другого.
Недавно электроэнергетический совет СНГ подготовил проект «дорожной карты» по гармонизации зеленых инструментов для развития низкоуглеродной энергетики, среди которых также есть запуск системы трансграничного углеродного регулирования между странами.
Unsplash / Anne Nygard / Markus Winkler
Комментарии