Решение социальных, экономических, инфраструктурных задач в Арктике и на Дальнем Востоке остается приоритетом Президента и Правительства. Комплексное развитие Арктики и ДФО включает эффективную реализацию проектов в области транспорта, туризма, научных исследований и социальной сферы (см. Рис. 8).
Рис. 1: Перспективные крупные инфраструктурные проекты доя 2035 года.
Перспективные крупные инфраструктурные проекты до 2035 года:
комплексное развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба;
строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и Обская - Бованенково – Сабетта, Сосногорск - Индига, реконструкцию участка Коноша - Котлас - Чум – Лабытнанги;
модернизация аэропортовых комплексов, в том числе международного аэропортов г. Мурманска, г. Нарьян-Мара и аэропорта пос. Амдерма, г. Архангельска, г. Воркуты;
развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига;
развитие транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию морских портах Нарьян-Мар, Певек, Провидения, Сабетта;
строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск; Колыма - Омсукчан - Омолон – Анадырь и пр.;
развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров;
формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений и пр.
Рис. 2: Основные проблемы системы обращения с золошлаковыми отходами.
К основным проблемам, которые тормозят развитие системы вовлечения в промышленный оборот ЗШО (см. Рис. 9), следует отнести:
недостаточно жесткий контроль, на федеральном уровне, исполнения решений и стратегических параметров, установленных Правительством РФ;
слабую вовлеченность и заинтересованность регионов в создании системы и инфраструктуры переработки вторичных ресурсов;
межведомственную рассогласованность и несовершенство нормативно-правовой базы;
чрезвычайный консерватизм и замкнутость стройиндустрии;
высокую капиталоемкость проектов глубокой переработки ЗШО;
отсутствие стимулов и гарантированных рынков сбыта ЗШО;
высокие логистические издержки ввиду значительной удаленности мест образования ЗШО и неразвитости логистической инфраструктуры;
низкую конкурентоспособность ЗШО относительно природных материалов.
Масштабные планы по развитию территории, наряду с накоплением ТЭК, требуют специальных системных мер в сфере энерго-экологической безопасности. Переход от эпизодического к крупномасштабному вовлечению вторичных ресурсов в промышленный оборот потребует решения комплекса технологических и организационно-экономических вопросов.
Рис. 3: Первоочередные меры для развития стратегии вовлечения золошлаковых отходов в промышленный оборот.
В качестве первоочередных мер (см. Рис. 3) для развития стратегии вовлечения ЗШО в промышленный оборот требуется:
ужесточение контроля исполнения Комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1557-р);
введение поэтапного запрета захоронения ЗШО;
четкое распределение ответственности между отраслевыми министерствами и ведомствами за результат реализации стратегии;
создание гарантированного рынка сбыта ЗШО посредством изменения федерального и регионального законодательства;
создание действующей базы данных, содержащей информацию о производителях, потребителях и переработчиках, технологиях переработки и направлениях использования золошлаковых материалов;
развитие стандартизации по направлению применения вторичных ресурсов и продукции, произведенной из вторичного сырья;
формирование механизмов компенсации тарифов на перевозку вторресурсов на дальние расстояния;
создание условий для повышения доли использования вторичных ресурсов при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ;
введение ограничений на добычу природного строительного сырья на региональном уровне при наличии в регионе соответствующих ВМР;
предоставление экономических льгот и преференций хозяйствующим субъектам экономической деятельности, использующим потенциальные отходы при производстве товаров, проведении работ (оказании услуг).
Реализация такого комплексного подхода позволит повысить энерго-экологическую эффективность вовлечения вторичных ресурсов в промышленный оборот, кардинально улучшить климатическую и экологическую обстановку на территории субъектов Российской Федерации.
Таким образом, использование вторичной продукции из золошлаковых отходов позволит сэкономить до 30% процентов цемента и более половины природных заполнителей, снизить теплопроводность бетонов, облегчить массу зданий и сооружений. Кроме того, по предварительным оценкам системное вовлечение ЗШО в технологический процесс производства цемента в России создаст потенциал снижения ежегодного объема выбросов СО2 в строительной отрасли. Одновременно с этим, вторичное применение золошлаков снизит выбросы парниковых газов, так как это позволит не загружать переполненные полигоны и расчистить территорию для рекультивации земель.
Литература
- Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» от 26.10.2023 № 812. Интернет-ресурс: http://kremlin.ru/acts/news/72598
- Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции об изменении климата (Paris Agreement under the United Nations Framework Convention on Climate Change). Париж, 21-й сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата,12.12.2015 г.
- Приказ Минэкономразвития России от 13.05.2021 №267 «Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата».
- Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р.
- Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 15.06.2022 № 1557-р.
- Перечень видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 2094-р.
- Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы (утв. постановлением Правительства РФ феврале 8.02.2022 №133).
Фото на обложке: Unsplash / Annie Spratt
Комментарии