Отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере промышленного комплекса и внешней торговли утвержден приказом Минпромторга России 24.12.2021 №5557.[1] (см.Рис.1)
План содержит 14 мероприятий, из них:
1 - организационно-планировочное;
6 - информационно-аналитических;
3 - научно-технических;
1 - по совершенствованию кадровой политики;
3 – по формированию механизмов господдержки.
Запланированы:
- разработка национальных стандартов по оценке выбросов парниковых газов, по адаптации отраслей производства к изменениям климата;
- создание информационных ресурсов по учету влияния климатических факторов, объектов промышленной инфраструктуры;
- сбор сведений в области адаптации субъектов в сфере промышленности, анализ реализации планов адаптации и оценка чувствительности предприятий;
- проведение 2-х НИР; подготовка сотрудников предприятий к проведению профилактических мероприятий по адаптации;
- определение величин ущерба и затрат, связанных с реализацией плана и при возникновении рисков.
Рис.1. Отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере промышленного комплекса и внешней торговли утвержден приказом Минпромторга России 24.12.2021 №5557
Основные мероприятия запланированы на период до 2024 года, за исключением мероприятий, требующих ежегодного/постоянного контроля.
В плане приведены:
- результаты оценки климатических рисков по отрасли экономики;
- результаты ранжирования адаптационных мероприятий;
- рассчитаны пороговые значения опасных климатических явлений.
План адаптации к изменениям климата в области транспорта утвержден приказом Минтранса России от 02.03.2022 №69[2]. (см.Рис.2)
План содержит 11 мероприятий, из них:
- 7 общесистемных;
- 4 прикладные исследования.
Рис.2. План адаптации к изменениям климата в области транспорта утвержден приказом Минтранса России от 02.03.2022 №69
Общесистемные меры направлены на совершенствование НПА, реализация планов по организации мониторинга, оценке климатических рисков Крымской железной дороги; утверждение отраслевой методики оценки климатических рисков и их последствий, приведение в нормативное состояние ж/д, находящихся в зоне потенциального подтопления (Восточный полигон ж/д ОАО «РЖД»), мониторинг изменений климата и ЧС на автодорогах (Автодор); анализ влияния рисков на оказание услуг страхования, обследование транспортной структуры федерального назначения, создание дорожно-испытательного полигона, апробация новых вяжущих материалов, создание цифровой платформы (интерактивной карты) с массивом данных о климатических явлениях; ликвидация негативного влияния на судоходство.
Основные работы предусмотрены на период до 2030 года, за исключением мероприятий, требующих ежегодного/раз в два года контроля.
Приведены результаты оценки климатических рисков для транспортного комплекса, результаты ранжирования адаптационных мероприятий. При этом не проведена финансово-экономическая оценка потенциальных ущербов для отрасли в связи с прогнозируемыми изменениями климата.
План адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 31.03.2022 №280.[3] (см.Рис.3)
Рис.3. План адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 31.03.2022 №280
В план вошли 20 мероприятий, из них:
5 - организационного характера;
4 - направлены на совершенствование баз данных;
5 - на формирование систем мониторинга;
2 – на совершенствование нормативно-правовой базы;
4 – на развитие механизмов стимулирования господдержки.
Мероприятия направлены на формирование РГ, организационной структуры для оценки влияния климатических изменений в ТЭК, выявления потребностей адаптации отрасли; разработку второго этапа плана адаптации к изменениям климата до 2025 г. в ТЭК; формирование баз данных, климатически ориентированной карты, сбор сведений о проектах в области адаптации ТЭК к изменениям климата; разработку методик и указаний по оценке и адаптации к изменениям климата; анализ работы систем электро- теплоснабжения; проведение 1 НИР; разработку корпоративных планов по адаптации, разработку мер государственного стимулирования и предложений по системам страхования организаций ТЭК.
Основные работы запланированы на период до 2023 года, системных мероприятий не предусмотрено.
Приведены:
- результаты оценки климатических рисков для транспортного комплекса;
- результаты ранжирования адаптационных мероприятий;
- прогноз по достижению пороговых значений для объектов ТЭК;
- приведена оценка возможного ущерба, в случае возникновения рисков.
План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации утвержден приказом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 26.11.2021 №221.[4] (см.Рис.4)
11 мероприятий, из них:
1 – организационного характера;
5 - научно-методической направленности;
1 - в целях создания устойчивого функционирования;
4 - направленные на устранение рисков причинения вреда здоровью.
Мероприятия направлены на формирование РГ по вопросам адаптации, подготовку докладов и рекомендаций об адаптации к изменениям климата населения, территории АЗ РФ, акватории Большого Северного морского пути, о подготовке НИР; разработку дорожной карты внедрения инженерно-технических решений, разработку методологии оценки влияния изменений на здоровье населения, укрепление инфекционной службы, разработку коммуникационной компании по информированию граждан, мониторинг состояния микрофлоры природной среды, возбудителей инфекций и пр.
Рис.4. План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации утвержден приказом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 26.11.2021 №221
Приведены:
- результаты оценки климатических рисков для транспортного комплекса;
- результаты ранжирования адаптационных мероприятий;
- прогноз по достижению пороговых значений для объектов ТЭК;
- приведена оценка возможного ущерба, в случае возникновения рисков.
- Выполнение плана рассчитано на период до 2025 года.
Отраслевой план адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден приказом МЧС России от 19.10.2021 №706.[5] (см.Рис.5)
Рис.5. Отраслевой план адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден приказом МЧС России от 19.10.2021 №706
Планом предусмотрено 10 мероприятий, из них:
3 - оперативные меры по адаптации;
7 долгосрочных мер.
Выполнение плана рассчитано на период до конца 2024 года.
Мероприятия предусматривают:
- организацию взаимодействия с ОИВ по вопросам развития информационной инфраструктуры и актуализации зон экстренного оповещения;
- включение в программу РФ «Защита населения и территорий от ЧС» в рамках ПП РФ от 15.04.2014 №300 (подпункты включают снижение уровней уязвимости: подземных вод (пож. часть Иркутской обл), состояния зданий (управление МЧС, Архангельская область), укрепления зданий (спасательный центр, Хабаровск), экспертизы здания (филиал ФГКУ, Красноярский край), регулирование стоков (объект ФГКУ, Краснодарский край);
- развитие систем обнаружения опасных явлений, совершенствование систем космического мониторинга ЧС;
- развитие технологий мониторинга и прогнозирования ЧС;
- обеспечение устойчивого функционирования важных объектов в ЧС;
- переоснащение подразделений, развитие системы «Атлас опасностей и рисков»;
- формирование единой системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Приведены:
- результаты оценки климатических рисков,
- результаты ранжирования адаптационных мероприятий,
- прогноз по достижению пороговых значений для объектов ТЭК,
- оценка возможного ущерба, в случае возникновения рисков.
Как видно из представленного анализа при разработке планов использованы разные подходы.
Рассмотренные документы не создают впечатление об увязанных между собой государственных мерах, направленных на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений климата на территории России. При этом процессы планирования должны охватывать все уровни государственного управления и максимально учитывать имеющиеся природно-климатические и социально-экономические различия и особенности конкретных территорий.
Все документы имеют разный срок действия:
у трех (Роспотребнадзор, Минприроды России, Минсельхоз России) из десяти отраслевых планов на сегодняшний день истек плановый период исполнения;
Минэнерго России – в 2023 г.;
Минстрой России, Минпромторг России, МЧС – в 2024 г.;
Минвостокразвития – в 2025 г.;
Минздрав России, Минтранс России – в 2030 г. (см.Рис.6)
Рис.6.Анализ сроков действия отраслевых планов. Предложения по совершенствованию государственного регулирования мер по адаптации к изменениям климата.
При этом, в соответствии с пунктом 15 национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 №559-р) актуализация федеральных отраслевых планов адаптации к изменениям климата предусмотрена в І квартале 2025 года.
При утверждении большинства нормативно-правовых актов не проведена финансово-экономическая оценка потенциальных ущербов для отраслей в связи с прогнозируемыми изменениями климата. Кроме того, сегодня вызывает определенные сложности отсутствие статистики учета финансовых потерь населению, экономике и окружающей среде от физического влияния изменения климата на уровне субъектов хозяйственной деятельности, муниципальных и региональных образований и отраслей промышленности.
Тогда как качество и результативность выполнения планов, включающих комплексную оценку рисков и возможностей, обусловленных изменениями климата, и систему направлений и конкретных мер адаптации, должны быть подкреплены необходимым ресурсным (финансовым, кадровым, информационным, организационным) обеспечением.
Поэтому очень важно сегодня:
Минэкономразвития России усилить общую координацию работы по актуализации и увязке отраслевых, корпоративных, муниципальных и региональных планов на основе результатов многолетних наблюдений и научных исследований;
ввести отчетность по учету расходов, понесенных субъектами, на устранение последствий изменений климата;
ввести в бюджеты затрат объектов хозяйственной деятельности статью расходов на финансирование мероприятий по адаптации климатическим изменениям.
Дальнейшая работа в этой области должна быть сосредоточена на анализе и выявлении ключевых направлений и сфер государственного регулирования, позволяющих скоординировать усилия на достижении многосубъектного (разработчиков политики, научных сообществ, органов всех уровней власти, бизнеса и общественности) согласования подходов и интересов для адаптации к климатическим изменениям и реализации на этой основе целей устойчивого развития.
[1] Отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере промышленного комплекса и внешней торговли утвержден приказом Минпромторга России 24.12.2021 №5557
[2] План адаптации к изменениям климата в области транспорта утвержден приказом Минтранса России от 02.03.2022 №69
[3] План адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 31.03.2022 №280
[4] План адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации утвержден приказом Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 26.11.2021 №221
[5] Отраслевой план адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден приказом МЧС России от 19.10.2021 №706
Фото на обложке: Unsplash / Glenn Carstens-Peters
Комментарии