Сегодня дополнительное экологическое образование школьников активно развивается, выстраивается в систему как очного, так и дистанционного обучения и просвещения. Оно направлено на формирование не только экологической грамотности (знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений), экологически ответственного поведения (способность самостоятельно действовать для поддержания благоприятного состояния окружающей среды), но и на формирование экологического мировоззрения и культуры, конструирование развивающей эколого-образовательной среды организации.
ГБОУДО города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» накоплен большой опыт в организации и проведении мероприятий, а также координации деятельности базовых площадок в области экологического образования. Центр проводит большую работу по формированию системы непрерывного экологического образования в городе, основываясь на комплексном метапредметном содержании, интеграции общего и дополнительного экологического образования. Для реализации Примерной программы воспитания школам предлагается систематизировать и представить мероприятия, проводимые на экологическую тематику, в виде вариативных и инвариантных экомодулей.
Модуль «Создание развивающей эколого-образовательной среды» может включать следующие мероприятия: Московский экологический фестиваль «Природа России» (олимпиада «Природа России», экологический форум, городской квест по естественным наукам, «Зеленая олимпиада» юных экологов и натуралистов), конкурс социально-значимых экологических проектов, онлайн-проект ЭКОлекторий, проект «Экосубботы московского школьника», проект «Зеленая школа» и др.
Модуль «Ключевые общешкольные дела» — социально значимые экопроекты, направленные на изучение и улучшение местной экологической обстановки с привлечением родителей, администрации и СМИ (например, «Как улучшить экологическое состояние водоема, парка, сквера, пришкольного или дачного участка», «Создаем школьную экологическую тропу или классы на открытом воздухе»).
Модуль «Классное руководство» можно дополнить экологическими уроками, диспутами, дискуссиями, брейн-рингами, играми на экологическую тематику (например, игра «Строим экоград» вовлечет весь класс в планирование города будущего на основе новых технологий и экопрофессий из «Атласа новых профессий»).
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» — современные программы дополнительного образования, которые помогут освоить знания, сформировать навыки, ценностные установки, необходимые для защиты и улучшения окружающей среды (например, курс «Школа новой экологии»).
Модуль «Школьный урок» — применение разнообразных приемов работы с актуальной экологической информацией на основе использования УМК «Экология. 10–11 классы» и УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие», в которых не только представлены основные экологические понятия и законы, но и рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы современности, уделяется внимание практической природоохранной деятельности.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» дополнят экскурсии по экологическим тропам и тропам природы; участие в экологических экспедициях и походах с акцентом на изучение экологического состояния исследуемой территории, животного и растительного мира.
Модуль «Детские общественные объединения» — экологические акции (например, всероссийские мероприятия в формате «День единых действий»: «Заповедный урок», «День леса», «Голубая лента», «День птиц», «День Земли»), мероприятия экологической направленности РДШ.
Модуль «Профориентация» — знакомство с новыми экологическими профессиями и требованиями к их освоению.
Модуль «Школьные медиа» — создание и распространение текстовых и мультимедийных материалов (экологические новости, экостраничка на школьном сайте, выпуск экологической газеты, организация медиа-центра).
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» — система проектов по озеленению и благоустройству пришкольной территории (разбивка клумб, аллей, планирование рекреационных зон, создание экологических инсталляций и др.).
С утверждением в 2021 г. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования экологическое воспитание в школе приобрело нормативный характер. Его основными результатами должны стать: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; ориентация на применение знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Таким образом, экологическое направление может быть представлено в большинстве модулей примерной воспитательной программы, способствуя формированию экологического мировоззрения и культуры.
Фото на обложке: Минпросвещения России
Комментарии