Климатические сюжеты предстоящей СОР28: СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ И НЕСБЫВШИЕСЯ ОБЕЩАНИЯ

Mospriroda

Адаптация и финансы выходят на первый план

СОР28 изначально рождался в противоречиях. Интриги этому событию добавил статус Президента конференции, назначенного в начале этого года на встрече G20 в индийском Ченнаи. Им стал министр промышленности и передовых технологий ОАЭ и генеральный директор Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC) д-р Султан бен Ахмед аль-Джабер.

При таком раскладе само собой напрашивается тема конфликта интересов, но комментируя свое назначение, аль-Джабер заявил, что намерен применить прагматичный и ориентированный на поиск решений подход, который обеспечит прогресс в области климата и низкоуглеродный экономический рост.

Однако возможный конфликт интересов назначенного Президента СОР28 – лишь небольшой штрих в сложной палитре международного взаимодействия в области климата, драматизм которого с большой долей вероятности проявится на мероприятиях и полях форума.

Задавая основные векторы тематическим дискуссиям форума, Президент СОР28, по моему мнению, своими краткими ремарками, опубликованными на главной странице сайта мероприятия, очевидно основной акцент делает не на митигации, то есть борьбе с изменениями климата, а на адаптации, и при этом довольно четко формулирует первоочередные задачи этого процесса.

Если мы собираемся добиться прогресса в адаптации, пишет д-р Султан бен Ахмед аль-Джабер, нам сначала нужно определить, как выглядит успех с точки зрения прекращения утраты биоразнообразия, восстановления сельскохозяйственных земель, сохранения лесов, защиты береговых линий, обеспечения того, чтобы никто не голодал, а также защиты жизней и средств к существованию повсюду. При этом удвоение финансирования адаптации к 2025 году является важнейшим шагом, а значительную часть всего климатического финансирования необходимо направить на адаптационные меры.

Финансирование климатической повестки – самый болезненный вопрос международного взаимодействия. Несмотря на многолетние обещания и планы, эта тема не сложилась в позитивный процесс в направлении не только адаптации, но и более зрелого вопроса митигации. Хотя итоги предыдущей конференции СОР27 в Шарм-эль-Шейхе давали очевидную надежду на позитивный сдвиг.

Финансовый приквел под бурные аплодисменты

На предыдущей конференции страны подтвердили свою приверженность ограничению повышения глобальной температуры до 1,5 градусов по Цельсию выше доиндустриального уровня и разработали пакет решений, которые активизируют действия стран по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к неизбежным последствиям изменения климата.

В Шарм-эль-Шейхе проходили напряженные обсуждения бесконечно длящейся темы об обязательствах развитых стран совместно выделять $100 млрд ежегодно (причем большую часть в безвозвратных грантах, а не процентных кредитах), а также о задачах многосторонних банков развития и международных финансовых учреждений мобилизовать климатическое финансирование.

Среди важнейших сюжетов по финансовой части можно вспомнить и другие решения.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о плане на $3,1 млрд, который должен обеспечить защиту каждого жителя планеты с помощью систем раннего предупреждения о надвигающихся штормах, наводнениях или засухах в течение следующих пяти лет. План состоит из четырех компонентов:

  • Знания о рисках стихийных бедствий;
  • Обнаружение, наблюдение, мониторинг, анализ и прогнозирование опасностей;
  • Распространение предупреждений и информирование;
  • Готовность и возможности реагирования.

Утром 3 декабря на предстоящем саммите в Дубаи мы сможем услышать о прогрессе, достигнутом в реализации плана.

Также на состоявшемся в 2022 году СОР27 «Большая семерка» анонсировала программу «Глобальный щит против климатических рисков», взяв на себя новые обязательства в размере более $200 млн в качестве первоначального финансирования климатических проблем «Уязвимой двадцатки» (развивающихся стран Глобального Юга). Новая система финансирования Global Shield, состоит из трех механизмов финансирования – Платформы решений, Форума уязвимых стран к изменению климата и Совместного многостороннего донорского фонда V20. За прошедший год на официальном сайте программы не было размещено ни одной информации о выделении финансирования, хотя подготовительная работа, безусловно, проводится.

Наряду с инициативой по созданию системы «Глобальный щит против климатических рисков», Дания, Финляндия, Германия, Ирландия, Словения, Швеция, Швейцария и Валлонский регион Бельгии год назад объявили о новом финансировании проектов Глобального экологического фонда в размере $105,6 млн, направленных на немедленную адаптацию к изменению климата стран с низкими доходами.

На сайте фонда нет четкой идентификации, были ли профинансированы какие-либо проекты странами-донорами этой инициативы, зато в конце сентября Глобальный экологический фонд  (ГЭФ) запустил бесплатную интерактивную Геопространственную платформу, которая показывает воздействие финансируемой им деятельности. Геопространственная платформа объединяет спутниковые снимки с локализованными данными по 1500 проектам, позволяя всем заинтересованным сторонам видеть изменения в состоянии суши и моря с течением времени.

Однако несмотря на существенность предложенных инициатив по новому финансированию, одним из главных достижений предыдущего глобального климатического саммита COP27 считается достижение революционного соглашения о создании фонда «потери и ущерба» для уязвимых стран, уже существенно пострадавших от климатических катастроф.

Соглашение о создании фонда было подписано под бурные аплодисменты.

Каков прогресс?

Денег нет, но вы держитесь

Именно такая фраза всплывает в голове, когда пытаешься проследить хронологию реализации ключевого решения СОР27 в отношении создания фонда для финансирования климатических проблем наиболее уязвимых стран.

Под потерями и ущербом подразумеваются негативные последствия, возникающие в результате неизбежных рисков изменения климата, таких как повышение уровня моря, длительная жара, опустынивание, подкисление моря и экстремальные явления, такие как лесные пожары, исчезновение видов и неурожай. Очевидно, что по мере развития климатического кризиса подобные события будут происходить все чаще, а последствия станут более серьезными.

Исторически и экономически сложилось так, что страны «Большой двадцатки», на долю которых приходится около 75% глобальных выбросов, до сих пор являются главными эмитентами парниковых газов, вызывая климатический кризис, однако самыми уязвимыми к его последствиям являются развивающиеся страны.

Поэтому по замыслу инициаторов, фонд «потерь и ущерба» должен смягчить диспропорцию и восполнить пробелы, которые не заполняют существующие институты климатического финансирования.

Однако консенсуса по организационной части за прошедший год так и не было достигнуто.

ЕС и США настаивают на том, чтобы в качестве принимающей стороны для фонда выступил Всемирный банк.

В то же время G77 – коалиция более 130 развивающихся стран – и Китай призвали к созданию независимого автономного фонда или фонда под управлением ООН для покрытия климатических потерь в развивающихся странах, поскольку, США являются крупнейшим акционером и основным лицом, принимающим решения при выборе его руководства Всемирного банка.

Переговоры зашли в тупик не только из-за разногласий по поводу того, кто будет управлять фондом «потерь и ущерба», но какие из стран должны вносить в него средства. Речь, в том числе, идет о Китае, который является развивающейся страной и одновременно одним из ключевых эмитентов парниковых газов.

И хотя до начала СОР28 еще есть некоторое время, ожидания того, что стороны достигнут консенсуса, представляются практически недостижимыми. А это значит, что в Голубой и Зеленой зонах Expo City Dubai будет развиваться нешуточная драматургия.

 

 

 

Фото на обложке: Unsplash /  Mathias Reding

Комментарии