Инструменты ответственного финансирования для поддержки НДТ
Социально-экологическая ответственность институтов развития и кредитных организаций становится важным фактором в поддержке устойчивого развития и энергоэффективности, требующих привлечения новых инвестиций. Взаимодействие бизнеса, экологических организаций, органов управления и информационных агентств сосредотачивается на создании мягкого партнерства, консолидирующего широкий набор компетенций, которые нужны для наполнения финансирования и инвестирования реальными технологическими и экологическими целями, без их подмены исключительно финансовой результативностью.
Одним из шагов к такому партнерству стало формирование по инициативе ЦБ начато информационно-методических механизмов поддержки ответственного финансирования. Происходит консолидация усилий, согласование возможностей и компетенций разных сегментов общества (промышленности, банков, госуправления, НПО, медиа) и разных отраслей знаний (социальных, технологических, экологических, управленческих и информационных).
В реальном секторе российской экономики появляется все больше компаний, которые видят в ответственном ведении бизнеса повышение своей конкурентоспособности. Для поддержки этих тенденций от финансового сектора и институтов развития требуются специфические кредитные инструменты.
Внимание экологических организаций, в т.ч. российских НПО, профессиональная поддержка агентств, специализированных на деловой информации помогут быстрому распространению новых знаний, технологий (в т.ч. социальных), лучших практик бизнеса и новых общественных институтов. Со стороны государства ожидается стимулирование ответственного инвестирования и нормативная поддержка, которая традиционно запаздывает.
Понятие «наилучшие доступные технологии» (НДТ) является новым для российского права. Его проникновение в другие отрасли права, включая банковское и финансовое право, началось недавно. Сложная задача «государственная поддержка банковского кредитования проектов, направленных на внедрение НДТ у предприятий разных отраслей», оказалась на стыке сразу трех отраслей права и по причине новизны самого понятия НДТ пока не была закреплена в правовом регулировании. Расплывчатым с правовой точки зрения является понятие «зеленого» бизнеса. Специальные признаки таких производств российским правом не установлены. Можно выделить некоторые критерии деятельности предприятий, которые упоминаются в праве и косвенно могут служить признаками «зеленых» технологий. В первую очередь это энергетическая, ресурсная эффективность, безотходность, минимальное воздействие на окружающую среду.
При анализе проектов внедрения НДТ и механизмов их государственной поддержки необходимо учитывать отрасль промышленности, к которой относится вредное производство. Разработка информационно-технологических справочников НДТ осуществлялась не одновременно, а в течение 2015-2017 годов. За эти годы началась реализация ряда отраслевых госупрограмм (стратегий) развития, в которых предусмотрены механизмы финансирования и государственной поддержки модернизации и импортозамещения на основе НДТ.
Можно выделить прямые и косвенные механизмы государственной поддержки (стимулирования) корпоративного банковского кредитования. К косвенным механизмам стимулирования следует отнести, например, программу докапитализации кредитных организаций или деятельность международных институтов развития. Реализация соответствующих механизмов в целом повышает кредитный потенциал банковского сектора и отдельных кредитных организаций. По состоянию на 1 января 2016 года кредитные организации предоставили предприятиям реального сектора кредитов на срок свыше трех лет на сумму 17,9 трлн рублей, что составляет приблизительно 40% от общего объема кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и физическим лицам. Почти половина (45%) долгосрочных кредитов номинирована в иностранной валюте. На банковском рынке России в настоящее время присутствуют крупные игроки-банки, осуществляющие инвестиционное кредитование, в том числе пилотных отраслей. Такое кредитование, как правило, не связано с исполнением каких-либо государственных федеральных программ. Решение о получении кредита, в том числе на техническое перевооружение в целях внедрения НДТ, принимается банком самостоятельно с учетом оценки финансового положения предприятия, внедряющего НДТ, запрашиваемой суммы кредита, оценки предоставленного обеспечения и иных факторов.
Заключение.
Представители бизнеса принимали участие в формировании справочников НДТ, но анкетирование Интерфакс-ЭРА в 2018 году показало крайне низкий уровень осведомленности о справочниках НДТ в бизнес-среде и указало на неудобство общего формата справочников для их применения.
Интерфакс-ЭРА упростило механизм проверки готовности предприятий к переходу на НДТ, создав Навигатор по технологическим показателям, позволяющий быстро и понятно сравнивать технологические показатели предприятия с индикаторами НДТ в соответствии с видом изготавливаемой продукции и используемой технологией. С Навигатором НДТ доступнее и удобнее стало сравнение предприятий по технологическим показателям (бенчмаркинг). Он позволяет быстро сравнить показатели предприятий с технологической нормой, выделять производственные стадии, сопряженные с экологическими и энергетическими рисками, и определять предприятия, снижающие общий показатель эффективности внутри холдингов и подотраслей.
С 2019 года по критериям НДТ отчитаются 300 предприятий, являющихся главными промышленными загрязнителями, однако, переход на критерии НДТ необходим не только этим предприятия, несущим на себе «экологическое обременение» за бОльшую часть экономики России. Важно вовлечь в модернизацию еще и типичных потребителей энергии и природных ресурсов, добытых в других секторах экономики.
Переходу на «зеленые рельсы» мешают неопределенность контура экологической отчетности компаний и низкий уровень прозрачности нефинансовых показателей. Технологические показатели, соответствующие НДТ, даже в рамках одной отрасли могут различаться в зависимости от вида продукции, стадии преобразования продукции, методов получения, типов энергоустановок. Следовательно, предприятиям необходимо сверять свои показатели не только с соответствующими справочниками, но и с отдельными категориями внутри справочников. Различаются не только технологический уровень, тенденции в модернизации и социальной ответственности разных групп бизнеса, но и состав данных, которые можно собрать и проанализировать, условия территорий присутствия (устойчивость природы и концентрации населения вокруг промплощадок), обстоятельства конкретного момента, в том числе применение санкций, и т.д. Для учета всех этих особенностей определенно нужна и прозрачность данных, которая позволит эффективно применять многофакторные алгоритмы анализа и принятия решений.
Для современной системы природоохранного регулирования, корпоративного управления и общественного контроля экологических аспектов производства необходимо создание нового типа информационных ресурсов. Они должны сочетать базу первичных данных (портал раскрытия эколого-энергетической отчетности), аналитические обобщения и средства сравнения предприятий, как общие в виде рейтингов, так и отраслевые в виде бенчмаркингов.
Технократический подход к измерению эффективности производства, политически беспристрастный и математически выверенный, дает особый управленческий инструмент, который позволяет независимо оценивать ход модернизаций, выполнение региональных экологических программ, мер энергосбережения, а также верифицировать мнения экспертов об эффективности экономики, отдельных отраслей и регионов.
Резкий рост внимания банковского сообщества, институтов развития и ЦБ к социально-экологической ответственности бизнеса уже сформировал запрос на соответствующее информационное обеспечение. Надо терпеливо, но настойчиво, настраивать применяемые финансовым сообществом инструменты на использование критериев НДТ, энергетической эффективности, экологической безопасности и социальной ответственности.
Подобные инструменты могут стать подспорьем в оценках перспективности инвестиций и проверках компаний на соответствие требований российских и зарубежных банков, запрашивающих рейтинги и бенчамркинг устойчивого развития для оценки надежности и эффективности заемщиков. Развитие аналитических инструментов, проведение отраслевых и региональных исследований эколого-энергетической эффективности бизнеса и взаимообмен информацией являются важной ступенью на пути к социально и экологически ответственному бизнесу.
Список литературы:
- Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2009 год. Энергетика и устойчивое развитие. / под ред. С. Н. Бобылева. — М.: 2010. 182 с.
- Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 году. Министерство энергетики российской федерации. — М.: 2017. 264 с.
- Постановление правительства РФ N 326 Об утверждении государственной программы РФ "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы от 15 апреля 2014 года (с изменениями на 30 марта 2018 года).
- Постановление Правительства РФ N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" от 17 июля 2015 года (с изменениями на 22 марта 2019 года).
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 154 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов" от 18 апреля 2018 года.
- Распоряжение Правительства РФ N 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане мероприятий по ее реализации» от 5 мая 2017 года.
- Распоряжение Правительства РФ N 2178-р «О поэтапном графике создания в 2015 - 2017 гг. отраслевых справочников наилучших доступных технологий» от 31 октября 2014 года (с изменениями и дополнениями на 7 июля 2016 года).
- Федеральный закон N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21 июля 2014 года.
- Федеральный закон N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" от 31 декабря 2014 года (с изменениями и дополнениями на 27 июня 2018 года).
- A New Vision of Value – connecting corporate and societal value creation. KMPG International Cooperative, 2014.
- ESG integration in europe, the middle east, and africa: markets, practices, and data. Chartered Financial Analyst Institute, 2018.
- In the Dark:What board sandexecutives don’t know about the health of the irbusinesses / Deloitte Touche Tohmatsu & Economist Intelligence Unit.– 2005. – 32 p.
- In the Dark II: What Many Board sand Executives STILL Don't Know Aboutthe Health of Their Businesses / Deloitte Touche Tohmatsu & Economist Intelligence Unit. – 2007. – 36 p.
- Hoepner: Environmental, social, and governance (ESG) data: Can it enhance returns and reduce risks? White paper – Global Financial Institute, 2013.
- Государственная информационная система промышленности https://gisp.gov.ru/
Фото на обложке: Unsplash / Towfiqu barbhuiya
Комментарии