Важная роль отводится организации экологической экспедиции обучающихся – технологии реализации дополнительного образования детей, основанной на учебно-исследовательской деятельности школьников в выездных условиях. Понятие «экологическая экспедиция обучающихся» отражены в трудах: А.В. Леонтовича [1,2], А.В. Цветкова [2], (экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии); Е.А. Дунаева [3,4], И.А. Смирнова [4 ], И.А. Савинова, А.С. Беэра [5] (учебно-исследовательская деятельность в эколого-биологических экспедициях школьников); Д.В. Моргуна [6] (экологические исследования в контексте экспедиционного туризма школьников). Экспедиция – выездное мероприятие, предусматривающее в качестве основной цели осуществление исследовательской, поисковой, общественно полезной и иной деятельности
в природной среде, развитие и поддержку мотивации школьников к изучению и решению экологических проблем. Целью экспедиции, в отличие от других типов выездных мероприятий, является выполнение определенной исследовательской программы, в соответствии с которой строится маршрут или определяется место проведения стационарных полевых работ. Приоритетом является достижение учебно-, научно- или социально-значимых результатов, полученных в процессе полевых работ и интерпретированных в ходе камеральной обработки; объективированных в публикациях и презентациях участников экспедиционной группы.
Спецификой методологии экспедиционной деятельности школьников является «встроенность» в учебно-исследовательский цикл образовательной программы. Экспедиция рассматривается как кульминация образовательной траектории, получение принципиально нового, научного результата или отработка стандартной учебно-исследовательской методики. Формирование специальных компетенций не является самоцелью. Важнее всего то, что экспедиция воспитывает личность исследователя.
В зависимости от программных задач экспедиции, выделяют следующие типы: ландшафтно-ознакомительная экспедиция, учебная экологическая практика школьников, учебно- или научно-исследовательская экспедиция. Основной задачей ландшафтно-ознакомительной экспедиции является знакомство обучающихся с наиболее характерными и типичными природными сообществами, ландшафтами, представителями флоры и фауны, а также особенностями геологической истории и культуры данного региона. Происходит активное погружение в изучение материала (экстенсивный подход к учебному материалу). Применяется обычно зональный подход к проведению экспедиции (изучаются разнообразные природные зоны, экосистемы, природные сообщества и их компоненты). Форма проведения: стационарная экспедиция, линейный маршрут, полевой стационар с радиальными выходами. Схема организации (эффективное нормирование работы): половина времени – 2/3 маршруты, 1/3 времени – первичная обработка материала; полевые «конференции» участников экспедиции; камеральная обработка материала, подготовка и презентация результатов в различных формах.
Ведущей формой проведения является полевая экскурсия, типичным маршрутом – рекогносцировочный. При выборе и построении маршрута следует учитывать, что маршрут не должен быть монотонным, а должен быть посильным, информативным, содержать эмоциональную и эстетическую кульминацию. Работы на маршруте по окончанию экспедиции должны быть востребованы.
Учебная экологическая практика позволяет освоить наиболее значимые методы изучения природных объектов и процессов, изучить характерных представителей флоры и фауны региона, научиться оценивать состояние экосистем. Основная форма работы – учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет формировать навыки диагностики живых организмов, сбора и препарирования материала, развивать умения вести исследование коллективно или самостоятельно, формировать навыки командной работы в полевых условиях, содействовать в решении локальных экологических проблем.
Особенностью учебно-, научно-исследовательских экспедиций школьников являются исследования экологических процессов и природных объектов под руководством специалистов. Это предполагает согласование проведения исследований с руководством ООПТ, передачу научно значимых результатов работникам особо охраняемых природных территорий, включение в «Летопись природы» ООПТ, презентацию результатов в периодических изданиях и профессиональных мероприятиях. Например, школьники совместно со специалистами ООПТ могут выполнить следующие работы: «Оценка состояния и анализ причин дигрессии природных сообществ», «Биоиндикационные исследования состояния водных экосистем заповедника», «Учет численности редких видов позвоночных животных на участке заповедника», «Оценка рекреационной нагрузки на территории национального парка», «Динамика биоразнообразия жесткокрылых насекомых на территории заказника» и многие другие (примеры приведены из программ Московского экологического форума учащихся).
Обязательно следует заранее продумать формы отчетности по итогам экспедиции: составление иллюстрированного фотографиями отчета, стенгазеты, презентации, дневника экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, создание интернет-сайта клуба «друзей экспедиции», выступления на мероприятиях различного уровня, написание статей в СМИ, научных и научно-популярных сборниках. Проектируя экотуристский маршрут для школьников необходимо помнить о безопасности, партнерстве, образовательной программе, заботе о природе.
Литература
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: Комплексная учебно-исследовательская экспедиция учащихся, организованная средней школой № 1333 «Донская гимназия» Москвы // Народное образование. – 1999. – № 10. – C. 152 – 158.
- Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь. – 2012. – № 2. – С. 338 – 345.
- Дунаев Е.А. Организация экологической учебно-исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования // Методические разработки типовых учебно-исследовательских тем по альгологии, микологии, лихенологии. – М.: МДЭБЦ. – 2004. – Вып. 1. – 100 с.
- Дунаев Е.А., Смирнов И.А. Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы кружка юных натуралистов Зоологического музея МГУ // Исследовательская деятельность учащихся: сб. статей. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь». – 2007. – Том 2. – С. 351 – 353.
- Беэр А.С., Савинов И.А. Организация ботанических учебно-исследовательских работ школьников в экспедициях на Русский Север // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией профессора А.С. Обухова. – М.: Общероссийская общественная организация творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. – С. 835–840
- Моргун Д. В., Седова Н. Н. Экспедиционная деятельность юных экологов // Экологическое образование – 2004. – № 4. – С.35 – 38.
Фото на обложке: Unsplash / Markus Spiske
Комментарии